Функциональная система письма
1-я операция письма – фонематический анализ слов Выделение из сплошного потока дискретных фонемФонематический анализ = слух + проговаривание
2-я операция письма – перешифровка фонемы в графему Опирается на сохранные зрительно-гностические и зрительно-пространственные функции
3-я операция письма – перешифровка графемы в кинему Переход конкретного образа буквы в кинетическую схему последовательных движений рукиПодкрепляется кинестетическим и зрительным контролем
Функциональная система письма на примере письма под диктовку. Процесс письма начинается с обработки слуховой информации Вопринимаемое на слух проговаривается – в работу включаются вторичные отделы теменной коры, отвечающие за кинестезию.
Теменно-затылочные области определяют как точно пишется эта буква. Пишущий должен ориентироваться на листе бумаги:Находить начало строкиВыбирать направление письмаПравильно располагать в пространстве части букв, поддерживать наклон и регулировать высоту букв
Далее включается премоторная область коры. Это командное кинетическое звено, которое отвечает за программирование графических движений, их плавность Лобные доли осуществляют контроль за всей письменной деятельностью. Этот отдел отвечает за правильность письма Чтобы все эти процессы могли осуществляться, блок тонуса должен тонизировать всю кору головного мозга
Устная и письменная речь Устная речьСамостоятельное средство общенияСроки появления: крик – с рождения, гуление – 3-4 мес., лепет – 608 мес., первые слова – 1 год, фразовая речь – 1,5 года, сформирована к 3 годам.Мотив – реализация потребности (дай!) Письменная речь не является самостоятельным средством общения, возникает на основе устной речиСроки появления: 6-7 летОбучают искусственно, мотив возникает в начальной школе при желании что-то написать
Устная речьПсихологическое содержание: диалог, требующий наличия собеседникаРазговорный стильДополнительные эмоционально-выразительные средства: жесты, мимика, интонация, паузыЗвучащий код Письменная речьПсихологическое содержание: диалог в отсутствие собеседника или с собеседником, удаленным на большое расстояниеДеловой или научный стильНе имеет дополнительных эмоционально-выразительных средствТребует двойной абстракцииВоспринимается зрениемНарушается грубее, т.е. это более сложная психическая функция.
Письменная речь В начальной школе происходит обучение письму Письменная речь формируется в средней и старшей школе
Структура письменной речивключает 3 уровня: психологический, лингвистический и психофизиологический Психологический уровень:Мотив к осуществлению письменной речиСоздание замыслаСоздание общего смысла письменной речи – конкретного содержанияРегуляция деятельности и осуществление контроля
II. Лингвистический уровеньОбеспечивает письмо лингвистическими средствами, т.е. реализует перевод внутреннего смысла в лингвистические коды, лексико-морфологические и синтаксические единицы.
III. Психофизиологический уровень Делится на 2 подуровня: сенсо-акустико-моторный, включает 2 звена:А) обеспечивает процесс звукоразличенияБ) обеспечивает установление последовательности в написании букв в слове 2. оптико-моторный, 2 звена:А) перешифровка тонкие движения руки
Отличия письма и письменной речи ПисьмоСоставная часть письменной речи Письменная продукция: ДиктантСписывание с печатного текстаСписывание с рукописного текста Письменная речьБолее широкое и объемное понятие, включающее также чтение Письменная продукция:Изложение – промежуточный этап обучения письменной речиСочинение– собственно письменная речь
ПисьмоФормируется к концу начальной школыСтруктура проще, выделяются операцииОсознаются технические действия по обозначению звуков речи Письменная речьМожно совершенствовать бесконечноПомимо операций выделяются уровниПредмет осознания – замысел и его воплощение в текстеВыделяют 2 формы: естественная и искусственная письменная речьПисьменная речь формирует мышление
Ошибки письма:Замены буквсмешенияпропуски вставки ПерестановкиДальнейшее изучение программы сопровождается орфографическими ошибками Ошибки письменной речи:Нарушения построения и функционирования письменного высказыванияОтсутствие цельности и связностиУменьшение длины предложенияНеверный порядок словПропуски значимых частей предложенияаграмматизмы
Презентацию подготовилаПанкова Анастасия, 405 группа