Игра «Составь слово»
Фонетика.Орфография Обобщение изученногоУрок русского языка в 9 классе Учитель русского языка и литературы ЧСОШ № 2 Чурсина Л.Н.
Начните собирать драгоценности с крайнего левого камня.Путешествие закончено. Пора возвращаться домой!
На какие 2 группы делятся звуки? Чем они отличаются? Какие согласные не имеют пары по твёрдости и мягкости? Перечислите основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.
Перевёртыши.Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов: ожог, лёд, краб, ноль, араб. кожа, толь, парк, лён, пара[ажо'к], [л,от], [крап], [нол,], [ара'п]
Проверим.1) гриб [п], ложка [ш], год [т], флаг [к], ловко [ф]; 2) молотьба [д’], косьба [з’], сделать[з’], сбежать [з’], сгореть [з’];3) сшить [ш], мыться [ц], расщепить [щ’];легкий [х’], мягкий [х’];4) местный – ме[сн]ый, солнце – со[ нц ]е, рентген – ре[нг’]ен, устный – у[ сн ]ый, праздник – пра[ зн]ик.
Транскрипция слов:[ращ,о'т], [абй,о'м]; [щ,а'с,т,й,иэ], [с й,э'ст]
Произноси перед Етвёрдый согласныйбартер, демпинг, теннискашне, стенд, отель, модель, шоссе, фонетикамягкий согласныйдебют, демон, тенор, термин, текст, музей, дефис, кофе, шинель
«Третий лишний» почта, чтобы, точновечный, беспечно, конечно
Назовите образное средство в отрывке из стихотворения Бориса Пастернака, связанное со звуковой стороной речи.Мело, мело по всей землеВо все пределы.Свеча горела на столе, Свеча горела…Ассонанс – повтор гласных.
проверочный тест
1. В словах какого ряда количество букв и звуков совпадает?
2. В словах какого ряда звуков больше, чем букв?
3. В каком слове все согласные звуки глухие?
4. В каком слове все согласные звуки мягкие?
5. В каком слове произносится гласный [о]?
6. В каком слове произносится согласный [ф]?
7. В каком ряду во всех словах надо писать Ъ?
8.В каком ряду пропущена буква С?
9. В каком ряду во всех словах на месте пропуска надо писать О?
10. В каком слове ударение падает не на второй слог?
Результат«5» – 10 правильных ответов«4» – 8 – 9 правильных ответов«3» – 5 – 7 правильных ответов
Итоги урока Какие основные понятия фонетики мы сегодня вспомнили?Что вызывает затруднение?
Напишите сочинение-описание животного. Подчеркните слова с оглушением и озвончением, выполните фонетический разбор любого слова.
Интернет-ресурсыhttp://encyclopedia.files.wordpress.com/2006/07/lion11.jpg - левhttp://zveri.3dn.ru/_ph/9/578493536.jpg - антилопаhttp://www.goldentime.ru/im_gallery/webshots_45.jpg - носорогhttp://i.bigmir.net/papers/4/1/animal-8-1024.jpg - зебраhttp://www.ljplus.ru/img4/c/o/cosmic77/02-gepard.jpg - гепардhttp://static.panoramio.com/photos/original/2048591.jpg - гиенаhttp://www.labirint.travel/photo/africa_safari/0049.jpg - цесаркаhttp://www.zoo-ekzo.ru/katalog/27/1261217788_Acryllium%20vulturinum.jpg – грифовая цесаркаhttp://funzoo.ru/uploads/posts/2008-06/1212309381_iguana1.jpg - игуанаhttp://lh4.ggpht.com/_UbAeKi4tNaI/Sb1vhnQscPI/AAAAAAAAGoY/QWgyztZCrpE/s800/x0903_3162.jpg - саваннаhttp://www.kinderyata.ru/img/frame/screen/1271198768.png - изображение 10