Презентация«Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ»Старший воспитательЗАЙНУТДИНОВА С.В. Инструктор по физической культуреВЕРБОВА М.М.2010 год
Понятие «здоровье» Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и воспитания.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являютсягиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения)детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).Физическое и психологическое здоровье взрослых участников педагогического процесса в ДОУ также значительно ухудшилось в последнее время.В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье. Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни.
Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ медико-профuлактические;физкультурно-оздоровительные;технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенкатехнологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.
Система здоровьесбережения в ДОУ: различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул); комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика); физкультурные занятия всех типов; оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);организация рационального питания;медико-профилактическая работа с детьми и родителями;соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности.Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ГДОУ.Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками.Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей.Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ технологии профилактики заболеваний,углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,коррекция возникающих функциональных отклонений, отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),реабилитация соматического состояния здоровья,противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты), санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня».Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУПриобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.).Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье; Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.