Внедрение программ «Обучение здоровью» в пилотных школах Шатохина Л.Ф., эксперт проекта 900igr.net
Модель содействия здоровью
Задачи Обучения Здоровью Изменение знаний и убеждений Изменение отношений и ценностей Улучшение навыков принятия решений Изменение поведения Создание здоровой школьной среды Достижение здоровых социальных изменений Активизация потенциала индивидуумов и общества ( WHO Information on School Health, 2004)
Арена -школа ААНЗ Школа как социальная структура представляет собой образовательную среду, в которой общее здоровье ребенка в течение внушительного количества лет является первостепенным объектом внимания. Ни одно другое социальное окружение даже не приближается по своей важности к сфере школьного обучения.
Программа ОЗ, основанная на жизненных навыках Цели Здоровье Цели & социальные задачи ПРАВА ГЕНДЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕКА Задачи Поведение Задачи ПОДХОД & условия Содержание Знания + Содержание Отношения + Навыки (Жизненные и другие навыки) Методы Интерактивные методы Методы обучения и научения УЧАСТИЕ
Программы обучения здоровью СПЕЦИАЛЬНАЯ - отдельный предмет МЕЖПРЕДМЕТНАЯ - интегрирована в другие предметы КОМПЛЕКСНАЯ - специальная или межпредметная, интегрированная во все сферы школьной жизни
МОДЕЛЬ АДАПТАЦИИ Активная диффузия Переходная система Внедрение Ресурсная система Система пользователей
Планирование внедрения Создание команд: ШКЗ, ОКК Оценка потребностей учащихся. Анализ ресурсов. Сбор данных. Согласование. Вовлечение семьи и общественности. Помощь учителям и школьному персоналу. Вовлечение учащихся. Определение целей и задач. Планирование. Мониторинг и оценка. Обзор ситуации в социуме и школе. 1 2 3 4 5
Эффективность программы обеспечивается: Информированием общественности Наличием теоретических обоснований Содержанием программ и релевантностью содержания Методами Распределением по времени, последовательностью и цикличностью Разнообразными стратегиями Подготовкой и профессиональным развитием учителей Участием учащихся, учителей, родителей, общественности на всех стадиях программы Наличием внутренней политики школы ( WHO Information on School Health, 2003)
Этапы внедрения ОЗ в школах Созданы ШКЗ 24 Созданы ОКК 17 Разработаны программы 24 и учебные планы ОЗ 20 Разработана школьная политика содействия здоровью 24 Обучены учителя и персонал 24 Установлено сотрудничество с семьями и общественностью 24
Проблемы Загруженность учителей Недостаточные практические навыки использования интерактивных методов Недостаточная теоретическая подготовка Отсутствие навыков демократического управления
Выводы и уроки проекта От пилотных проектов … …. к ОЗ во всех школах. От изолированности от других программ, направленных на содействие здоровью… …к комплексному подходу. От попыток сделать«мини-вливания» в другие предметы … …к законному месту в школьном расписании. От отдельных программ по развитию жизненных навыков … …к программам, основывающимся на формировании жизненных навыков. От преподавания ОЗ неподготовленными взрослыми… …к последовательному и непрерывному профессиональному развитию учителей и другого вовлеченного персонала. От разработок все новых учебных материалов … …к более эффективному использованию уже существующих.