Применение игровых технологий на уроках физической культуры и внеурочной деятельности
Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить А.М.Горький
игры сюжетные игры для малышей игры-эстафеты игры с прыжками кто сильней? игры на воде зимние игры игры-аттракционы игры народов мира игры на внимание баскетбол волейбол футбол лапта хоккей ручной мяч
К характерным признакам игровых технологий можно отнести: присутствие соперничества и эмоциональность в двигательных действиях; непредсказуемую изменчивость как условий, так и действий самих игроков; проявление максимальных физических усилий и психического воздействия; стремление учащихся добиваться победы при соблюдении правил игры или соревнования; применение разнообразных двигательных навыков, целесообразных в конкретных условиях игры или соревнования.
Принципы организации и проведения игровых заданий соответствие приемлемых игровых форм и средств психофизическим особенностям учащихся; всеобщая доступность; эмоциональность игр и заданий; целостность и логическая последовательность игровых средств; комплексное воздействие на двигательную сферу и интеллект учащихся; ступенчатость и периодичность использования игр и игровых заданий; взаимное уважение, доброжелательность учащихся, оздоровительная направленность.
Вводная часть: подготовка организма учащихся к предстоящей работе (упражнения, проводимые в виде соревнования, выполняемые в парах с элементами силовых единоборств, упражнения скоростно-силового характера). Основная часть: упражнения для закрепления двигательного навыка, эстафеты с элементами, изученными на уроке, мини-соревнования, соревнования по упрощенным правилам. Заключительная часть: игровые задания для расслабления и успокоения организма (упражнения под музыкальное сопровождение – танцевальные шаги, игры на внимание, релаксация).
Модель взаимосвязи между преподавателем и учащимся при совершенствовании игровых действий ПРЕПОДАВАТЕЛЬ УЧАЩИЕСЯ задание – ознакомление, показ, организация двигательных действий анализ с выявлением ошибок и путь их устранения восприятие задания и подготовка к его выполнению осмысление и распределение последовательности выполнения задания учащимся выполнение соревновательно-игрового задания ОЦЕНКА неправильно правильно обращение за помощью совершенствование предыдущего или получение нового задания
Схема игровой деятельности этап подготовки этап проведения этап анализа анализ учебного материала и требования физической направленности учащихся выбор игр, игровых заданий в соответствии с задачами урока мотивирование игровых действий выбор вида и организации игровой деятельности система контроля формирование команд постановка целей и задач краткий инструктаж по технике безопасности индивидуальное и коллективное поощрение в ходе игры вывод по результатам игры и подведение итогов общий анализ игровой деятельности самооценка по проведению игр разработка рекомендаций по использованию игр корректировка сюжета, правил игры, параметров нагрузки
Схема распределения подвижных игр с учетом программного материала Задачи урока Название игры № карточки задания Развитие физ. качеств Легкая атлетика Формирование и закрепление навыка выполнения элементов прыжка в высоту и прыжка в целом. Соревнования с элементами прыжков в высоту карточка №1 Развитие скоростно-силовых качеств Формирование навыка выполнения ускорения в различных условиях. Соревнования с элементами спринтерского бега карточка №2 Воспитание ловкости, быстроты. Совершенствование умения комбинировать бег с метанием в цель в соревновательных условиях. Комбинированная эстафета карточка №3 Развитие Совершенствование умения ориентироваться «Вызов номеров» карточка №4 Воспитание ловкости, быстроты. Совершенствование быстроты двигательной реакции. «Черные и белые» карточка №5 Развитие скоростной выносливости, ловкости, внимательности.
Гимнастика Формирование навыка быстрого и четкого построения. «Смена мест» карточка №1 Воспитание внимательности, активности, дисциплинированности. Совершенствование навыка выполнения гимнастических упражнений с палкой. Эстафета с гимнастической палкой карточка №2 Развитие прыгучести, ловкости, координации движений, воспитание чувства коллективизма. Формирование навыка совместных действий при выполнении кувырков с партнером. «Кувырки в паре с партнером» карточка №3 Развитие ловкости, точности, координации взаимодействий в соревновательных условиях. Закрепление навыка выполнения акробатических элементов в соревновательных условиях. «Придумай сам» карточка №5 Воспитание ловкости, быстроты в игровых условиях Закрепление акробатических элементов в игровой форме. «Построй мост» карточка №6 Развитие гибкости Закрепление навыков выполнения упражнений в равновесии. «Выведение из равновесия» карточка №7 Воспитание ловкости, точности, координации движений.
Спортивные игры Разучить передачи мяча на месте «Перехвати мяч» Карточка №1 Воспитание коллективных действий Закрепление техники штрафного броска «Бросай точнее» Карточка №2 Тренировка глазомера Закрепление навыков скрытых бросков «Скрытый пас» Карточка №3 Развитие координации движения Совершенствование передач мяча при встречном движении «Борьба за мяч 2*2» Карточка №4 Воспитание коллективных действий Совершенствование тактики защитных действий «Бдительный защитник» карточка №5 Развитие ловкости, внимательности, быстроты реакций
Лыжная подготовка Закрепление поворота переступанием «Карусель» Карточка №1 Тренировка вестибулярного аппарата Закрепление техники спуска со склона «Спуск шеренгами» Карточка №2 Воспитание ловкости, быстроты реакции Совершенствование поворота переступанием в движении «Слалом на равнине» Карточка №3 Воспитание ловкости, координации движения Совершенствование лыжных ходов «Лисий след» Карточка №4 Развитие общей выносливости, силы отталкивания палками. Совершенствование лыжных ходов «Старты с преследованиями» Карточка №5 Развитие быстроты и скоростной выносливости
Итоги работы : учащиеся научились взаимодействовать друг с другом не только в игре, но и вне её; желание лучше проявить себя в игре мотивировало учащихся овладевать новыми умениями и навыками, которые они перенесли и в другие виды деятельности; выработалась психологическая стойкость: умение контролировать свои эмоции, выслушивать и правильно воспринимать критику товарищей, учителя в свой адрес; участие в игровых заданиях позволило развить физические качества: быстроту, ловкость, гибкость, выносливость; Принимать участие в различных соревнованиях и занимать призовые места;