Федеральный Закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" Принят Государственной Думой 16 ноября 2007 года 900igr.net
Статья 28. Физическая культура и спорт в системе образования Образовательные учреждения с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий. Организация физического воспитания в образовательных учреждениях включает в себя: 1) проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ; 2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием.
3) формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом; 4) осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий; 5) проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания; 6) формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию; 7) проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся; 8) содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся.
Статья 31. Адаптивная физическая культура – это реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
1. Физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта осуществляются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях. 2. Адаптивная физическая культура является частью физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. 3. Спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. 4. Развитие спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом. 5. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных учреждениях, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья. 6. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями инвалидов способствуют интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностям. 7. Образовательные учреждения вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту.
Адаптивная физкультура – это не просто комплекс физических упражнений, это целая система мероприятий, направленная на коррекцию физических и психических нарушений у человека. Адаптивная физкультура обеспечивает лечебный, общеукрепляющий, профилактический и многие-многие другие эффекты.
Но главное, - адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество. Каким образом? Дело в том, что адаптивная физкультура формирует у человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье:
осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека; способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных; способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок; потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества; желание улучшать свои личностные качества; стремление к повышению умственной и физической работоспособности.
Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер. Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физкультуре.
В целом, считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии.
Статистические данные здоровья Российских школьников. 5% -выпускников являются здоровыми. 50% -имеют хронические заболевания. 70% -нервно-психические расстройства. 98% детей рождается с врождённой патологией.
Факторы влияющие на здоровье. 20% -генофонд. 20% -экология. 10% -медицинское обслуживание. 50% -ведение ЗОЖ.
Класс Кол-во Уч-ся Основная группа здоровья Другие группы здоровья % Здоровых учащихся % с ограниченными возможностями 1А 19 13 6 68,4% 31,5% 1Б 19 3 16 15,7% 84,2% 2А 17 10 7 58,8% 41,1% 2Б 18 11 7 61,1% 63,6% 3А 15 9 6 60% 40% 3Б 16 11 5 68,7% 31,2% 4А 19 10 9 52,6% 47,3% 4Б 17 8 9 47% 53% 140 75 65 53,5% 46,4%
Класс Кол-во Уч-ся Основная группа здоровья Другие группы здоровья % Здоровых учащихся % с ограниченными возможностями 5А 21 13 8 61,9% 38% 5Б 19 11 8 57,8% 42,1% 6А 20 16 4 80% 20% 6Б 19 8 11 42,1% 57,8% 7А 15 5 10 33,3% 66,6% 7Б 15 9 6 60% 40% 8А 21 14 7 66,6% 33,3% 8Б 21 13 8 61,9% 38% 151 89 62 58,9% 41%
Класс Кол-во Уч-ся Основная группа здоровья Другие группы здоровья % Здоровых учащихся % с ограниченными возможностями 9А 13 8 5 61,5% 38,4% 9Б 16 11 5 68,7% 31,2% 9В 21 16 5 76,1% 23,8 10 6 2 4 33,3% 66,6% 11А 19 9 10 47,3% 52,6% 11Б 8 3 5 37,5% 62,5% 83 49 34 59% 40,9%
Класс Кол-во Уч-ся Основная группа здоровья Другие группы здоровья % Здоровых учащихся % с ограниченными возможностями 1-4 140 75 65 53,5% 46,4% 5-8 151 89 62 58,9% 41% 9-11 83 49 34 59% 40,9% 374 213 161 56,9% 43%
Важнейшим фактором социальной интеграции школьников с различной структурой дефектов выступает адаптивное физкультурное образование, способствующее духовному развитию личности, здоровому образу жизни, формированию ценностного отношения инвалида к своему телесному здоровью, умению преодолевать возникающие трудности, повышению активности личности, саморегуляции и самозащите.
Методы и организация исследования. Для оценки физического развития и мы проводим измерения антропометрических показателей: роста, массы тела и окружности грудной клетки. На основании полученных данных формируется интегральная оценка учащихся.