Государственное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 1 г. Новочеркасска Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Подготовил: зам.директора по УВР Павлов В.В.
Здоровье человека зависит на 50% - от образа жизни на 25% - от состояния окружающей среды на 15% - от наследственной программы на 10% - от возможностей медицины. (По данным исследований Всемирной организации здравоохранения)
Цель здоровьесберегающей педагогики: - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Задачи: организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья; воспитание культуры здоровья; мотивация на здоровый образ жизни; обучение использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Основные направления: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование средств охраны здоровья и развития школьника.
Группы здоровьесберегающих технологий Медико-гигиенические технологии Физкультурно-оздоровительные технологии Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности Экологические здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие образовательные технологии
1. Медико-гигиенические технологии включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов, и функционирование в школах медицинского кабинета. Создание стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи школьникам, и педагогам; проведение занятий лечебной физкультурой; организация фитобаров, кабинетов “горного воздуха” и т.п.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие учащихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщают учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т.п.
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной службы и т.д. Требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курсов БЖД.
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимые из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем.
В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на: возрастных особенностях познавательной деятельности детей; обучении на оптимальном уровне трудности (сложности); вариативности методов и форм обучения; оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок; обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации; создании эмоционально благоприятной атмосферы; формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”); на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
Принципы: учет возрастно-половых особенностей; учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения; структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная) использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий: отсутствие назидательности и авторитарности; воспитание, а не изучение культуры здоровья; элементы индивидуализации обучения; наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников; наличие физкультминуток; наличие гигиенического контроля.
Основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий: рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %; в содержательную часть урока включаются вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию ценностей здорового образа жизни и потребности в нем; количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.; в урок включаются виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления; в течение урока используются не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся);
Основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий: обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.); осуществляется контроль научности изучаемого материала; на уроке формируется внешняя и внутренняя мотивация деятельности учащихся; осуществляется индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
Основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий: создаётся благоприятный психологический климат, ситуации успеха, эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата, в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее; в урок включаются технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся; для увеличения периода работоспособности и предотвращения утомляемости в урок включаются физкультминутки (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого); производится целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в итоговой его части.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (по определению Всемирной организации здравоохранения)