Саморегуляция - основа сохранения и укрепления профессионального здоровья педагога
Состояние здоровья педагогов Наличие у педагогов хронических болезней (Санкт-Петербург, исследование 2006г.) Количество педагогов с 4-й группой здоровья .
Факторы риска педагогического труда профессиогенный стресс
Стресс: понятие, механизм, последствия Стресс - комплекс стереотипных неспецифических реакций, обеспечивающих приспособление к изменившимся условиям, выживание во время перестройки и ликвидацию последствий перегрузки. Г. Селье Общий адаптационный синдром
Тревога (мозговая фаза стресса) выражается в волнении, повышенном беспокойстве. Люди с повышенной тревожностью оказываются в ситуации «заколдованного круга», когда тревожность мешает самореализации. А это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Городские исследования в Санкт-Петербурге показали, что высокий уровень тревожности сохраняется у 60% педагогов всех возрастных групп
Сопротивление (нейрогуморальная фаза стресса) мобизизация энергии поддержание энергии ограничения ущерба - Выброс гормонов: усиление частоты дыхания и сердечных сокращений, стимуляция рефлексов; увеличение скорости энергетического обмена; снижение болевой чувствительности, улучшение самочувствия («кураж»); усиление мыслительной деятельности Перераспределение кровотока от пищеварительной и половой систем к мышечной усиление кровоснабжения мышц - Сужение периферического кровотока, усиление потоотделения: охлаждение мышц; уменьшение возможных кровопотерь
Два варианта развития стресса Эустресс – благополучное преодоление действия стрессора. Стабилизация и увеличение ресурсов организма Дистресс – неблагополучное преодоление действия стрессора. Истощение ресурсов организма и нарушения здоровья
Негативные последствия дистресса Психосоматические нарушения – болезни, имеющие преимущественно психические причины Невротизация - нарушения эмоционального благополучия Деформации поведения - стереотипы поведения, ведущие к нарушению социальной адаптации
Способы снижения эмоционального напряжения
Саногенное мышление: рефлексия разумное принятие ответственности оптимизм
Будьте здоровы и счастливы!