Пути формирования и развития социально-интегрируемой личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната Руководитель ШМО воспитателей: Юдина Ирина Николаевна, воспитатель 1 кв. категории г. Асбест, 2009 год
Актуальность проблемы Человек есть существо самое кроткое и самое божественное, если он будет укрощён настоящим воспитанием; если же его не воспитывать или давать ему ложное воспитание, то он будет самым диким животным из всех. кого производит земля. Платон Современное воспитание –это деятельность воспитателя, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых, психосоциальных потребностей школьника(человека).
Поэтому воспитание в качестве самого общего определения есть искусство мотивации у ребёнка нравственного, общественно ценного поведения, т.е. культивирование в ребёнке желания « быть хорошим». В условиях специальной (коррекционной) школы-интерната воспитательный процесс по своей структуре достаточно богат и разнообразен. В этих условиях учащиеся на протяжении многих лет находятся под влиянием организованного педагогического воздействия. Оно проявляется и на уроках, и в часы внеклассной работы, и в процессе всей жизни в интернате. Рационально спланированное внеурочное время представляет дополнительные возможности для развития познавательной активности и эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ,для реализации их способностей и интересов.
Цель- формирование и развитие социально-интегрированной личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Это центральная и неизменная цель школы-интерната на все годы, пока в ней живёт педагогика общей заботы. Главное - увидеть в каждом ребёнке личность, человека. Известный психолог Л.С.Выгодский говорил: «Воспитывать надо не ребёнка с отклонениями в развитии, но ребёнка прежде всего… Решает судьбу личности не дефект сам по себе, а его социальные последствия.»
Главная общественная задача: создание условий коррекционно-развивающего сопровождения учебно-воспитательного процесса для формирования и развития социально-интегрированной личности. Основные направления решения данной задачи: - Сохранение целостности учебно-воспитательного процесса. - Внедрение новых форм организации воспитательного процесса. - Совершенствование содержания воспитательного процесса. - Апробация и внедрение новых технологий коррекционной работы. - Научно-методическое обеспечение воспитательного процесса. - Повышение педагогического мастерства и квалификации воспитательского корпуса.
Конкретные задачи: - Ориентирование детей на общечеловеческие ценности- Человек, Семья, Отечество, Труд, Мир, Земля, Культура, Знания. - Формирование научного мировоззрения, познавательной деятельности, сознательного отношения к труду. - Воспитание этической и эстетической культуры. - Воспитание физически здоровой личности. - Формирование гражданских и патриотических чувств. - Воспитание в духе свободы. Развитие детского самоуправления. Эти задачи в школе-интернате реализуются через: - Урок. - Внеурочную деятельность классного коллектива. - Кружковую работу. - Общественно - полезные дела. - Внешнюю среду (УДО).
Принципы- как основные идеи воспитательной системы школы: Принцип доверия и поддержки. Принцип мотивации в ребёнке нравственных и социальных побуждений. Принцип творчества и успеха. Деятельностный принцип. Принцип целостности в воспитании.
Механизм построения и функционирования воспитательной системы: Все учащиеся разбиты на ступени образования : Начальная ступень (1-4 классы ) Основная ступень (5-9 классы) Для каждой ступени предусмотрены ведущие виды внеклассной деятельности, отличающиеся содержанием, формой организации и проведением, учитывающие уровень развития и индивидуальные особенности детей. В начальной ступени основными видами деятельности являются : моделирование ,ИЗО, внеклассное чтение ,игровая деятельность , экскурсии , бытовой труд. В основной ступени акцент делается на самостоятельную деятельность детей , их коммуникативные навыки , формирование умений ориентироваться в любой жизненной ситуации ,поэтому ведущими видами деятельности являются диспуты , викторины , беседы , интеллектуальные марафоны, профориентационная работа .
Перспектива развития воспитательной системы специальной (коррекционной) школы-интерната С целью организации качественного воспитательного процесса в школе-интернате необходимо по новому взглянуть на воспитание , на место каждого в нём. От чего надо отказаться : От диктатуры взрослых , но отказ от диктатуры взрослых не должен означать диктатуру детей .Необходимо развивать педагогику сотрудничества. От единообразия взглядов и мнений. Невозможно жить , когда все мыслят одинаково . От обсуждения и унижения детей в разных формах, которые переходят в уничтожение ребёнка как личности . От лицемерия ,от болезни обсуждения самых щекотливых проблем , от сырости и мещанства . От огульности в работе с массовостью . Радость каждого от участия в делах должна являться главным результатом в воспитании детей . Что надо взять на вооружение : Творчество и инициативу. Милосердие и заботу об окружающих. Заботу старших о младших. Учёт интересов ребят различных возрастов. Коллективную творческую деятельность.
Вооружиться такими формами работы ,которые бы научили обучающихся, воспитанников: -ориентироваться в условиях рынка , зарабатывать деньги , трудиться так ,чтобы было не только интересно , но и выгодно каждому человеку и обществу; взаимодействовать на основах принципов морали , выработанной человечеством; уметь воспринимать красоту мира и жить по законам красоты; проводить реальные дела , полезные для самих ребят и окружающих . Успех в деле воспитания может быть достигнут ,если : в основе общения « педагог- ученик» будут сочетаться добро и справедливость , милосердие и гуманность с уважением друг к другу; будут предоставлены возможности каждому ребёнку раскрыть себя и показать на что он способен; обеспечить сотрудничество детей и взрослых с преобладанием защиты интересов детей; возродить национальные традиции.
Выводы При целенаправленной организации учебно-воспитательного процесса ребёнок с ограниченными возможностями здоровья чувствует себя комфортно во всех ситуациях, живёт и действует в обстановке абсолютного понимания окружающих и окружающими.