Министерство образования и науки Российской Федерации Управление образования и науки Белгородской области Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Белгородский педагогический колледж» Школьное отделение Предметно-цикловая комиссия психолого-педагогических дисциплин Белоусова Ольга Александровна Студентка группы 41 КП Научный руководитель: Ю.М. Шилова Рецензент: Е. М. Шишкова Белгород 2006 900igr.net
Содержание работы: 1.Психолого-педагогические основы развития произвольного внимания младших школьников с трудностями в обучении 1.1. Понятие о внимании, его функции, виды и свойства 1.2. Возрастные особенности внимания младших школьников 1.3. Трудности в обучении младших школьников и их причины 1.4. Методы и приёмы развития произвольного внимания младших школьников с трудностями в обучении 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию произвольного внимания младших школьников с трудностями в обучении 2.1. Диагностика внимания младших школьников с трудностями в Обучении 2.2. Опытная работа по развитию произвольного внимания младших школьников с трудностями в обучении 2.3. Рекомендации для учителей начальных классов по развитию произвольного внимания младших школьников с трудностями в обучении
Структура ВКР: 1 глава общая характеристика и особенности процесса внимание, возрастные и индивидуальные особенности развития произвольного внимания у младших, причины трудностей в обучении 2 глава материалы по диагностике и развитию произвольного внимания у младших школьников с трудностями в обучении. ПРИЛОЖЕНИЕ тестовые методики, специальные упражнения и тренинги, направленные на развитие произвольного внимания.
Педагогический процесс предполагает умения: использовать непроизвольное внимание содействовать развитию произвольного внимания
Результаты анкетирования «Я и мое внимание»: Вопросы Ответы детей да нет 1 8 человек 2 человека 2 8 человек 2 человека 3 5 человек 5 человек 4 7 человек 3 человека 5 8 человек 2 человека 6 5 человек 5 человек 7 5 человек 5 человек 8 10 человек 9 10 человек 10 6 человек выбрали среднюю ступень, 3 человека вторую, 1 человек первую ступень
Методика № 1. «Заполни по образцу» Уровень внимания Количество учащихся Высокий уровень 100% без ошибок 1 Средний уровень 60% с 2 ошибками 2 Низкий уровень 50% с 5 ошибками 7 Очень низкий уровень 20% с 6 ошибками -
Методика № 2. «Текст с ошибками». Уровень внимания Количество учащихся Высокий уровень от 0 до 2 ошибок 2 Средний уровень от 3 до 5 ошибок 4 Низкий уровень от 5 ошибок и более 4
Результаты констатирующего эксперимента Имена детей / название методики "Заполни по образцу" уровень "Текст с ошибками" уровень Аня 60% 2 ошибки Средний 3 ошибки Средний Миша 50% 7 ошибок Низкий 6 ошибок Низкий Рита 100% без ошибок Высокий 1 ошибка Высокий Таня 50% 4 ошибки Низкий 4 ошибки Средний Костя 50% 4 ошибки Низкий 4 ошибки Средний Никита 50% 5 ошибок Низкий 5 ошибок Средний Настя 60% 1 ошибка Средний 2 ошибки Высокий Маша 50% 5 ошибок Низкий 6 ошибок Низкий Игорь 50% 5 ошибок Низкий 7 ошибок Низкий Гриша 50% 6 ошибок Низкий 6 ошибок Низкий
Основные методы и приемы по развитию произвольного внимания младших школьников с трудностями в обучении 1. Домино, лото, шашки, мозаика; 2. Раскрашивание по образцу и рисование элементарных узоров по образцу; 3. Выкладывание из палочек, спичек фигур, предметов, узоров по образцу; 4. Игры на развитие слухового внимания: «Узнай по голосу», «Будь внимателен», «Слушай хлопки». 5. Игры на развитие зрительного внимания: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чем отличаются две картинки?», «Оригами всей семьей». 6. Подвижные игры на переменах и физкультминутки на уроках на развитие произвольного внимания
«Заполни по образцу» «Текст с ошибками»
Результаты итоговой диагностики: Имена детей / название методики "Заполни по образцу" уровень "Текст с ошибками" уровень Аня 100% 1 ошибка высокий 1 ошибка высокий Миша 70% 7 ошибок средний 2 ошибки высокий Рита 100% без ошибок высокий без ошибок высокий Таня 100% 1 ошибка высокий 2 ошибки высокий Костя 100% 1 ошибка высокий 2 ошибки высокий Никита 90% 2 ошибки средний 2 ошибок высокий Настя 100% без ошибок высокий без ошибок высокий Маша 90% без ошибок высокий 4 ошибки средний Игорь 60% 2 ошибки средний 4 ошибки средний Гриша 50% 3 ошибки низкий 4 ошибки средний
Рекомендации для учителей начальных классов по развитию произвольного внимания младших школьников с трудностями в обучении 1. В своих отношениях с ребенком придерживаться «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах. 2. Избегать повторений слов «нет» и «нельзя». 3. Говорить сдержанно, спокойно и мягко. 4. Давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. 5. Для подкрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию. 6. Поощрять ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение). 7. Во время игр ограничить ребенка лишь одним партнером. Избегать беспокойных, шумных приятелей. 8. Оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. 9. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия. 10. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.