Детское техническое творчество в Санкт-Петербурге Думанский Антон Николаевич, директор Санкт-Петербургского центра детского технического творчества
Детское техническое творчество учащихся - одно из приоритетных направлений работы системы дополнительного образования детей в Санкт – Петербурге (Из решения Коллегии КО от 19.12.2007 года)
Специфика системы детского технического творчества учащихся Санкт-Петербурга уникальность реализуемых программ спортивно-технического творчества; обращенность к наиболее педагогически запущенному контингенту учащихся с целью «отвлечения» от улицы; ориентация на подготовку обучающихся, прежде всего мальчиков и юношей, к выполнению различного рода “мужских” социальных функций: мужа, отца, защитника Родины, хозяина; высокая ресурсоемкость.
Какие проблемы необходимо решить: Центры детского технического творчества располагаются в неприспособленных, неотвечающих современным требованиям зданиях. Отсутствие в Санкт - Петербурге плоскостных сооружений для технических видов спорта. Несоответствие материально-технической базы ЦДТТ современным требованиям.
Сведения о численности технических и спортивно-технических объединений в УДОД Санкт-Петербурга В объединениях научно-технической направленности занимается 16 457 детей В объединениях спортивно-технической направленности занимается 7964 обучающихся Всего детским техническим творчеством занимается 25 830 обучающийся, что составляет 10,7% от общего числа
Перечень направлений технического творчества 1. Научно-техническое и предметное 1. Космонавтика 2. Космофизика и астрофизика 3. Науки о Земле и экологии 4. Научно-техническое творчество с основами ТРИЗ 5. Радиоэлектроника 6. Физика 7. Химия 8. Математика 9. Астрономия 2. Начального технического моделирования 1. Начальное техническое моделирование 2. Электрифицированная игрушка 3. Производственно-техническое 1. Металлообработка 2. Техническое конструирование и моделирование 3.Столярно-конструкторское 4. Электротехника 5. Электронная автоматика 6. Техническая кибернетика 7. Робототехника 8. Малая механизация 9. Конструирование малогабаритной техники 10. Автодело 11. Железнодорожное моделирование 12. Политехническое моделирование 4. Спортивно-техническое 1. Авиамодельное 2. Ракетно-космическое моделирование 3. Судомодельный 4. Автомоделирование 5. Трассовое автомоделирование 6. Картинг 7. Автоспорт, 8. Мотоспорт 9. Радиоспорт 10. Спортивное ориентирование и радиопеленгация 11. Радиосвязь 12. Дельтапланеризм и парапланеризм 13. Морское дело 5. Компьютерные технологии 1. Программирование 2. Пользовательские технологии 3. Компьютерная графика, издательские системы 4. WEB технологии, телекоммуникация 5. Интернет технологии 6. Художественно-техническое 1. Дизайн 2. Фотография 3. Кино, видео 4. ЮИД 5. Мультипликация 6. Юный умелец
АВТОМОДЕЛЬНЫЙ СПОРТ Кордовые модели Радиоуправляемые модели Трассовые модели РАДИОСПОРТ Скоростная радиотелеграфия Спортивная радиопеленгация СУДОМОДЕЛЬНЫЙ СПОРТ Юношеский судомодельный спорт Судомодельный спорт младших школьников Скоростные радиоуправляемые модели Радиоуправляемые яхты АВИОМОДЕЛЬНЫЙ СПОРТ Комнатные модели Свободнолетающие модели Кордовые модели АВТОМОБИЛЬНЫЙ СПОРТ Картинг Автомногоборье МОТОСПОРТ Мотокросс РАКЕТОМОДЕЛЬНЫЙ СПОРТ АВТОМОДЕЛЬНЫЙ СПОРТ Кордовые модели Радиоуправляемые модели Трассовые модели
Опорные центры по подготовке сборных команд школьников Санкт-Петербурга для выступления на Всероссийских мероприятиях ГОУ «Санкт-Петербургский Городской Дворец творчества юных» ГОУ ДОД Санкт-Петербургский центр детского технического творчества Центр технического творчества «Мотор» Фрунзенского района Центр технического творчества «Охта» Красногвардейского района Дворец детского творчества Петроградского района Компьютерный центр технического творчества Московского района Дом детского и юношеского творчества Кронштадтского района Центр внешкольной работы Калининского района Дом детского и юношеского творчества Красносельского района
Массовые мероприятия, проводимые учреждениями дополнительного образования Финал Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» Всероссийская предметная олимпиада школьников Детско-юношеская спартакиада среди образовательных учреждений Первенство Комитета по образованию по видам спорта Первенство Комитет по образованию по спортивно-техническим направлениям Слет юных патриотов Организация игр «Зарница» и соревнований «Школа безопасности» Акции памяти, посвященные Дню Победы Городской этап Всероссийской акции «Я- гражданин России» Фестиваль лидеров детских общественных объединений «Как вести за собой» Всероссийский творческий конкурс «Овеянные славою флаг наш и герб» Фестиваль видеофильмов «ПО РОДНОЙ СТРАНЕ» Конференция регионального движения «Союз юных петербуржцев» Квалификационный конкурс на звание «Экскурсовод- школьник» Праздники Новогодней елки Выставки изобразительного и декоративно-прикладного творчества И многое др. Коллегия КО СПб 26 декабря 2007 года
Программа развития детского технического творчества в Санкт-Петербурге на 2009-2011 годы Программа развития детского технического творчества в Санкт-Петербурге представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение следующих целей: создание необходимых условий и механизмов эффективного и устойчивого развития системы детского технического творчества Санкт-Петербурга, способствующей самореализации, социальной адаптации и профессиональной ориентации детей и подростков, подготовке их к активному участию в развитии научно-технического потенциала Санкт-Петербурга; обеспечение в системе дополнительного образования детей социального заказа государства на воспитание технически грамотных и высокоорганизованных специалистов для различных производственных отраслей, обладающих высокими духовно-нравственными принципами, стойкими жизненными ориентирами, стремлением к служению Отечеству.
Задачи программы: Разработка комплекса социально-педагогических, материально-технических и финансовых условий, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие системы детского технического творчества; Воспитание гармонично-развитой, общественно активной личности, способной быстро адаптироваться к новой технике и технологиям в различных отраслях народного хозяйства; Обеспечение военно-патриотического воспитания через развитие технических и военно-прикладных видов спорта; Выявление одаренных детей и подростков, обеспечение соответствующих условий для их творческого развития и включения в систему непрерывного профессионального образования; Модернизация материально-технической базы детского технического творчества, обеспечение ее соответствия современным требованиям; Разработка и внедрение образовательных и досуговых программ спортивно-технической и научно-технической направленностей, ориентированных на развитие личности ребенка и профилактику правонарушений несовершеннолетних.
Сроки и этапы реализации Программы: Организационно-подготовительный этап (в течение 2008 г.): анализ состояния системы детского технического творчества, определение приоритетных направлений развития с целью конкретизации основных положений программы для решения поставленных задач. Основной этап (2009-2010 гг.): Разработка проектной документации на строительство нового здания и комплекса плоскостных сооружений Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Санкт-Петербургского центра детского технического творчества Завершающий этап (2011 г.): Реконструкция и ремонт зданий, помещений, учебно-тренировочных площадок государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей, имеющих техническую направленность;
Лаборатории и классы технического творчества Методический кабинет Кабинеты психологической разгрузки Симуляторные Мастерские Детская обсерватория Детская коллективная радиостанция Актовый зал на 500 мест Спортивный зал Пищеблок на 500 мест Лаборатории и классы технического творчества Методический кабинет Кабинеты психологической разгрузки Симуляторные Мастерские Детская обсерватория Детская коллективная радиостанция Актовый зал на 500 мест Спортивный зал Пищеблок на 500 мест Лаборатории и классы технического творчества Методический кабинет Кабинеты психологической разгрузки Симуляторные Мастерские Детская обсерватория Детская коллективная радиостанция Актовый зал на 500 мест Спортивный зал Пищеблок на 500 мест Лаборатории и классы технического творчества Методический кабинет Кабинеты психологической разгрузки Симуляторные Мастерские Детская обсерватория Детская коллективная радиостанция Актовый зал на 500 мест Спортивный зал Пищеблок на 500 мест Состав объекта 1. Здание и вспомогательные сооружения 2. Плоскостные сооружения
Здание и вспомогательные сооружения Предполагаемая занимаемая площадь – 10 га
Мотоспорт Автоспорт 2. Плоскостные сооружения: Модельные виды спорта
Автоспорт картодром (11 га)
многофункциональная крытая площадка (3 га)
площадка для автомногоборья и ЮАШ
автогородок БДД (0,5 га)
тир (0,5 га)
Модельные виды спорта авиакордодромы – 2 шт. (1,5 га)
автокордодром (1,5 га)
площадка для радиоуправляемых автомоделей (3 га)
павильон для трассового автомоделизма и радиоуправляемых автомоделей (3 га)
крытый бассейн для судомоделирования (0,5 га)
открытый бассейн для радиоуправляемых судомоделей (0,5 га)
Мотоспорт трасса для мотокросса и мини-багги (10 га)
трек для мотоспидвея (14 га)
Структура Центра
УЧЕБНЫЕ ОТДЕЛЫ
Методический отдел Отдел материального снабжения Комплекс организации питания Хозяйственный отдел Городской методический кабинет Автохозяйство Оргмассовый отдел Медицинский кабинет Административный комплекс Гостиница для участников соревнований и массовых мероприятий ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ОТДЕЛЫ
Ожидаемые результаты реализации Программы: 1. Формирование комплексной системы профессиональной ориентации и сопровождения профессионального определения обучающихся; 2. Оптимизация системы детского технического творчества, появление в системе образования Санкт-Петербурга новых перспективных научно-технических лабораторий, учебных центров и комплексов по детскому техническому творчеству, осуществляющих комплексные интегрированные программы в сотрудничестве с научным и техническим сообществом Санкт-Петербурга; 3. Повышение интеллектуального резерва научной смены Санкт-Петербурга; 4. Возрастание числа обучающихся, ориентированных на социально-востребованные профессии в сфере науки, техники и производства; 5. Профильная подготовка старших школьников для обеспечения приоритетных отраслей экономики Санкт-Петербурга инженерно-техническими кадрами; 6. Внедрение новых технологий обучения, гарантированная материально-техническая поддержка образовательного процесса в Центрах детского технического творчества; 7. Отвлечение обучающихся от негативных социальных влияний средствами научно-технического творчества, спортивно-технических мероприятий; 8. Укрепление взаимосвязи общего и дополнительного образования, внедрение моделей сетевого взаимодействия профильного обучения.