Возможности использования Facebook и «В контакте» в образовательном процессе на примере профиля «Маркетинг» Невоструев Петр Юрьевич, к.э.н., доцент кафедры МиК МЭСИ [email protected] Москва, SMART E-Learning Россия 2011
Глобальные изменения Информационное общество Изменение принципов работы с информацией Важнее не сама информация, а каналы ее распространения
Доля пользователей социальных сетей 80%
Время, проводимое в неделю в социальной сети российским пользователем 6,6 часов Источник: comScore, 2010
Причины развития и популярности Психологически проще, чем при личной встрече Широкие технические возможности для общения Легко найти людей со схожими интересами Доступный контент в одном месте, нет необходимости искать что-то на разных сайтах Доступ осуществляется и с компьютера, и с мобильного телефона (24x7)
Инструменты Social Media Сообщества Таргетированная реклама Контент (фото, видео, аудио) Подарки/желания (партнерская программа) (Микро)блогинг API Виджеты Кнопка «Like»
Преимущества социальные сети Удобно добавлять «Друзей» (2 нажатия) Возможность бесплатно вести сообщество -- контент по дисциплине Статистика сообщества, видна активность сообщества Удобно хранить ссылки, одновременно делишься с друзьями Общение: чат, сообщения, стена, комментарии Быстрая реакции на сообщение (кнопка Like) с одновременным оповещение друзей Автоматическое информирование о происходящих активностях (а не по запросу) Организация посещения мероприятий, получение приглашений на мероприятия по тематике
Почему именно они?
Схема взаимодействия со студентами Профиль преподавателя Студент Студент
Схема взаимодействия со студентами Группа (сообщество) Студент Студент Преподаватель
Направления работы со студентами Обмен ссылками Сообщество или страница дисциплины Хранение фото, аудио и видео материалов Календарь событий Объявления в группе студентов Общение с дипломниками
Недостатки использования социальных сетей Общение в социальной сети может восприниматься менее формальным Не все студенты одной группы могут иметь доступ к сообществу по дисциплине В учебных заведениях доступ к социальным сетям может быть закрыт
Сравнение опыта пользования социальных сетей ВКонтакте больше студентов, чем в Фейсбуке (надеюсь, что пока) За счет указания интересов -- несколько приглашений на профильные мероприятия Фейсбук очень удобное место для хранения ссылок на статьи, на видео и прочий контент Социальные сети самый удобный инструмент для обмена информацией с каждым студентом
Общие выводы Ссылки по теме лучше всего хранить в Фейсбуке. Существует возможность полной или частичной интеграции: публикуя сообщение в livejournal оно сразу появляется в Фейсбуке и Твиттере.
Критерии оценки Инструмент Критерий оценки работы преподавателя Критерий оценки студентов Блоги Количество студентов,читающих блог Количество студентов, комментирующих блог Количество комментариев Объем комментария Время, потраченное на чтение Социальные сети Количество ссылок Время,проведенное Привлеченные студенты Активность в сообществе Активность в сообществе (статистика)
В сравнении с социальными сетями Кампус Нестабильная работа (очень важный) Отсутствие полной поддержки браузеров Меньший функционал для общения
В заключении… Все сказанное имеет отношение к использованию социальных медиа для развития у студентов интереса к маркетинговым дисциплинам. Сами по себе такие дисциплины занимательны и студенты лишь рады не только получать, но и делиться информацией с преподавателем о новых тенденциях в этой предметной области. Более того, социальные сети и есть современный инструмент маркетинга, что вдвойне усиливает заинтересованность студентов (особенно, маркетинговых специальностей). Не представляю, каким образом можно было бы осуществлять такую же работу в области высшей математики, например, или естествознания.
Благодарю за ваше внимание @peten404 peten.livejournal.com vkontakte.ru/peten facebook.com/pnevostruev