ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОСТРАНСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
ПРЕИМУЩЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Свобода выбора. Широкий спектр видов деятельности. Субъкт-субъектные отношения. Внимание к развитию творческого потенциала. Личностно-деятельностный подход
НОВЫЕ ЗАДАЧИ Обеспечить успешную социализацию детей Формировать (обогащать) социальный опыт воспитанников Направить воспитание на поддержку успешной социализации
Основные ресурсы УДОД Освоение знаний, умений, опыта в процессе овладения дополнительными образовательными программами Участие в тематических массовых мероприятиях (на базе УДОД) подготовка к участию и непосредственное участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, тематических выставках Обеспечение дальнейшего творческого роста
СУЩНОСТЬ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ Потребность личности в саморазвитии и самоактуализации Готовность к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора Успешность презентации индивидуальных способностей Комфортность в межличностных отношениях Общая и коммуникативная культура Гражданская зрелость и нравственная устойчивость
ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ ЛИЧНОСТИ Сопровождение процесса социализации личности Поддержка личности в процессе социализации на основе индивидуализации Предупреждение и преодоление барьеров социализации личности
Социализация - процесс стихийный: хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, социальной, культурной сфере не оставляют нас равнодушными, мы не можем"отгородиться" от них. Но по своей сущности эти процессы различны. Главная характеристика процесса воспитания - это целенаправленный процесс. социализация - процесс непрерывный, воспитание - дискретный, т.е. прерывный процесс, потому что осуществляется в семье, дошкольном учреждении, общеобразовательной школе, творческом коллективе учреждения дополнительного образования и т.д. социализация осуществляется всю жизнь, начиная с рождения, даже с пренатального состояния, и не прекращаясь на протяжении всей жизни воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания.
Социализация как адаптация к определенным социальным условиям. Это не противоречащие друг другу формулировки, а характеристика двух разных форм социализации: адаптации и интеграции, которые, как подчеркивает А.В.Мудрик, зависят от характера взаимодействия индивида с социальной средой. Социализация - не адаптация к среде, а интеграция в определенную среду. 14
Однако изменения среды, ее нестабильность могут привести к дискомфорту личности, неудовлетворенности, стрессовым ситуациям, жизненным трагедиям. Социализация в форме адаптации представляет собой пассивное приспособление к социальной среде. И пока среда стабильна, человек чувствует себя вполне комфортно в ней. 15
Различия между социализацией в форме адаптации и интеграции особенно четко проявляются, когда мы анализируем судьбы специалистов тех профессий, активный период деятельности которых ограничен возрастом. Интеграция как форма взаимодействия индивида с социальной средой предполагает его активное вхождение в социум, когда он способен влиять на среду, изменяя ее или изменяя самого себя. когда человек готов к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора, 16
Какие характеристики личности в современных условиях наиболее востребованы ? Какие характеристики личности необходимы для активного взаимодействия с социальной средой ? Теперь мы можем конкретизировать цель воспитания как развитие личности, готовой к социализации в форме интеграции. ? Возникает следующий вопрос: Что именно надо развивать ? 17
Целеустремленность и настойчивость в достижении цели Работоспособность и готовность к самостоятельным решениям в ситуации выбора. Целеустремленность и настойчивость в достижении цели немыслимы без ценностной установки, предполагающей ответственность за нравственно ценный выбор средств достижения цели. целевые ориентиры, которые определяют содержание и направленность всего процесса социализации 21
с учётом ресурсов обучающих программ, тематических мероприятий, участия в конкурсах с учетом индивидуальных особенностей детей Имея в виду эти целевые установки, важно определить частные воспитательные задачи, которые наиболее успешно могут быть решены на определенном возрастном этапе, средствами конкретной деятельности 22
Это качество формируется уже в раннем детстве, в дошкольном учреждении, в начальной школе, благодаря тому, что педагог, воспитатель не ограничивается тем, что называет цель предстоящей деятельности, 23
— это качество ведь тоже не сразу развивается. Причем есть ряд характеристик, от которых зависит работоспособность, которые могут быть сформированы только у дошкольников или младших школьников. 24
- если эти качества не развиваются на этапе начальной школы, вряд ли их удастся развить позже. 25
Есть качества личности, которые наиболее успешно развиваются в подростковом возрасте: Развитие этих качеств совпадает с потребностью подросткового возраста 27
А вот старший подростковый и младший юношеский возраст характеризуются процессом индивидуализации, стремлением познать себя, свои потенциальные возможности, способностью определить путь жизненного и профессионального самоопределения. Для них готовность к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора особенно значима. 28
Дети из начальной школы, где учителя, как правило, хорошо знают своих питомцев и умеют дойти до каждого, переходят в основную школу. УЧЕНИКИ УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЯ Можно реально увидеть, как педагогический процесс общеобразовательной школы формирует у определенной части школьников феномен «выученной беспомощности». 19
УЧИТЕЛЯ УЧЕНИКИ сильные слабые средние В этих условиях даже самые умелые и добросовестные педагоги вынуждены опираться на сильных и помнить о том, чтобы не упустить самых слабых. И в каждом классе формируется так называемая «благополучная» середина» Большое число учеников в классе. Экономические трудности вынуждают учителя брать непомерную часовую нагрузку. 20
Как известно, первичная социализация осуществляется в семье. Именно здесь складываются первые представления о мире, о добре и зле, здесь ребенок осознает себя. Сопоставление особенностей процесса социализации и возможностей воспитания позволяет определить конкретные функции воспитательной деятельности по управлению успешной социализацией учащихся. Первая функция - компенсация недостатков первичной социализации. 29
Создание каждому ребенку,подростку ситуации успешности. А для этого - включение ребенка, подростка в ту деятельность, которая позволит ему самореализоваться, почувствовать себя значимым для других. Особенно актуальным становится тезис Л.И.Новиковой: создать каждому «эффект старшего друга», не обязательно это должен быть старший по возрасту. 30
Следующая функция по управлению процессом социализации личности - предупреждение или коррекция детских комплексов: Ребенок, подросток неуверен в себе из-за неуспешности в учебной деятельности; испытывает дискомфорт из-за недоброжелательного отношения сверстников, все это и вызывает детские комплексы и может привести к формированию выученной беспомощности, препятствовать самоактуализации и самоутверждению личности. неудовлетворенности своим внешним обликом (слишком маленький, очень высокий, толстый, медлительный и т.п.) 31
Особую значимость приобретают функции воспитания, связанные с открытостью, синергетичностью воспитательной системы, основанные на взаимодействии с социальной средой. Связь с социумом предполагает две разнонаправленные функции воспитания. С одной стороны, связь с социальным окружением предполагает активное использование потенциальных возможностей социальной среды для обогащения воспитательного пространства и социального опыта детей Воспитание в данном случае осуществляет функцию обогащения социального опыта детей. 32
С другой стороны, воспитание предполагает предотвращение или, по крайней мере, нивелировку возможного влияния негативных факторов социальной среды. Это влияние проявляется не только в распространении наркомании, проституции в молодежной среде, но и в массированном воздействии СМИ на неокрепшие души детей и подростков. Причем воздействие подчас прямо противоположное тем целям, которые выдвигает воспитательная система образовательного учреждения. 32
Не унижая, не критикуя низменные, с нашей точки зрения, пристрастия, предпочтения учащихся, приобщить их ко всему богатству народной, национальной культуры, истинным образцам художественного творчества, расширяется кругозор учащихся и поощряется вдумчивое, избирательное отношение к тому, что преподносит социальная действительность. При этом приобретает значение принцип регионализации, проявляющийся в опоре на трудовые и художественные народные традиции, в приобщении к искусству мастеров, к народной педагогике. Только при этом мы воспитаем не потребителей , а ценителей, трансляторов, хранителей и создателей культурных ценностей. Что может противопоставить воспитательная деятельность? 33
Условия преодоления проблем социализации Разработка целостной модели успешной социализации детей с учётом потенциала всех структур ОУ и направления творческой деятельности Создание на уровне муниципального района единой образовательной среды с целью взаимодействия ОУ. организаций и ведомств в обеспечении успешной социализации детей Анализ, обобщение и трансляция ценного педагогического опыта успешной социализации учащихся.
Проявляется явление интеграции воспитательного потенциала вокруг и под влиянием определенных «центров кристаллизации» Таким центром кристаллизации может стать воспитательное пространство учреждения дополнительного образования детей и довольно часто оно становится своеобразным культурным центром на селе, в небольшом населенном пункте, муниципальном районе. 35
Такое образовательное учреждение становится стажировочной площадкой по продвижению сложившейся модели успешной сциализации детей 36
Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы до века Творим по мере наших сил Н.А.Заболоцкий 3