Методический совет по теме: Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся 03.12.2013г. 900igr.net
Под понятием "компетентностный подход» имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучение и содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности.
Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.
Что означает слово? Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав. Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью.
Что означает слово? Компетенция – это совокупность взаимозависимых качеств личности (знаний, умений, привычек, способов деятельности), что являются заданными для соответствующего круга предметов и процессов, необходимых для продуктивного действия относительно них. Компетентность – это владение человеком соответствующей компетенцией, содержащей его личностное отношение к предмету деятельности.
Каковы основные составляющие компетентности? Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности. Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания. В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ: Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления
Какую нужно формировать личность: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово "компетентность”? к - креативность… о - организованность… м -модернизация… п - планирование… е - единство… т - толерантность… е - единомышленники… н - новизна… т - творчество… н - научность… о - осведомлённость… с - сотрудничество… т - терпимость… ь
Ключевые образовательные компетенции: 1. - Ценностно-смысловые компетенции; 2. – Общекультурные компетенции; 3. – Учебно-познавательные компетенции; 4.- Информационные компетенции; 5.- Коммуникативные компетенции; 6. – Социально-трудовые компетенции; 7 – Компетенции личностного самосовершенствования.
Общепредметные компетентности – относятся к определённому предмету, имеют конкретное описание и формируются в рамках этого предмета. Предметные – относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей
1. Ценностно-смысловые компетенции способности ученика ориентироваться в мире, понимать мир живой и неживой природы, общества и человека; способности принимать человека, как высшую ценность; способности осознавать своё место в жизни, роль и предназначение; способности ставить цели, «выстрадывая» смыслы своих действий, ценностные установки при принятии жизненно важных решений; способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности; способность к активному участию в выстраивании программы своей жизнедеятельности.
2. Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры. Опыт освоения учеником картины мира. Владение эффективными способами организации свободного времени
3. Учебно-познавательные компетенции Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, организации, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; Владение способами поиска знаний из разных источников, в том числе из реальной практики; Владение приёмами действия в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем; Умение отличать факты от домыслов, критически оценивать разные интерпретации фактов; Владение методами познания, в том числе методами измерения, вероятностными, статистическими методами.
4.Информационные компетенции обеспечивают умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир), современных информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).
5.Коммуникативные компетенции 1. Знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и отдалёнными людьми и событиями; навыки иноязычного общения и взаимодействия в виртуальных сообществах; 2. Владение навыками работы в группе, освоение различных социальных ролей в коллективе; уважение и принятие другого; 3. Умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию; 4. Владение способами поведения в конфликте и их погашением; 5. Знание и соблюдение традиций, ритуалов, этикета.
6. Социально-трудовые компетенции Проявляются как владение знаниями и опытом в сферах: гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя); в социально-трудовой сфере (пользование правами потребителя, покупателя, клиента, производителя; гибкость в отношении вновь появляющихся требований и изменений; умение наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей; владеть навыками самоорганизации); в сфере семейных отношений и обязанностей; в вопросах экономики и права ( умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике деловых взаимоотношений, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой); в области профессионального самоопределения.
7.Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития: Способность ценностно-смысловой ориентации в мире (понимание ценности бытия, жизни, здоровья; ценности культуры, науки, производства, истории цивилизации, собственной страны, религии) Способность к рефлексии (осознанию, осмыслению, прогнозированию процесса и результатов своей деятельности и поведения); Владение способами самопознания, самосовершенствования, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения; Способность принимать себя как свободного и ответственного, уверенного в себе человека, обладающего чувством собственного достоинства
Общепредметные и предметные компетенции «Строительство» ключевых компетенций «закладывается» в образовательный процесс посредством технологий (метод проектов, исследовательская деятельность, обучение в сотрудничестве и др.) , путём реализации личностно-деятельностного подхода при отборе содержания материала, систематического интегрирования предметного содержания при решении значимых для учащихся и востребованных жизнью практических задач.
Таким образом, Компетентностный подход предполагает освоение обучающимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях личной, профессиональной и общественной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых нельзя заранее наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе предметного обучения). Компетентностный подход требует серьёзных изменений в подготовке педагогических кадров, особенно в освоении концепций личностно-деятельностного образования и соответствующих им технологий.
Формирование коммуникативных компетенций. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно–активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Таким образом, основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно- компетентной личности.
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧЕНИКОВ Выделяют основные задачи: – создание условий для развития и самореализации учеников; – усвоение продуктивных знаний, умений; – развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни
Правила для учителя 1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. 2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества. 3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. . 4. Необходимо чаще использовать вопрос "почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения. 5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. 6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно. 7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные
Правила для учителя 8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение. 9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. 10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний. 11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. 12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету. 13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов. 14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью. 15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Насколько же оправдано введение инновации в учебно-воспитательный процесс школы: в настоящее время обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, умеющих мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно разрешать вопрос, возникающие в личной и профессиональной сфере жизни; возрос поток информации, поэтому необходимо научить ученика выбирать необходимую информацию; 21 век – век новейших технологий, больших требований, поэтому по – старому учить невозможно. Задача школы – научить учиться, а не просто дать готовую информацию.
Какова роль каждого из нас: научить детей учиться; переход от ЗУНавской системы к системе деятельностной; сформировать ключевые компетенции; каждый из нас должен владеть современными педагогическими технологиями; научить детей брать на себя ответственность в принятии решений; совершенствование самого учителя.