Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Косырева Е.Г., методист МОУ «УМЦ»
Сочинение на лингвистическую тему -это обоснованный ответ обучающегося на вопрос о функции языкового явления в предложенном высказывании, например, о функции словарей.
Обучающемуся необходимо создать сочинение-рассуждение с опорой на предложенный текст: привести два примера из этого текста, иллюстрирующих разные функции затронутого языкового явления; указывать номера предложений данных примеров или использовать цитирование; работу можно писать в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане; объём сочинения не менее 50 слов.
Виды упражнений для подготовки к написанию сочинения на лингвистическую темуОбъясните смысл высказывания С.Я. Маршака. Обоснуйте свою точку зрения (8-10 предложений).«На всех словах – события печать,Они дались недаром человеку.»
Как вы понимаете высказывание французского писателя Анатоля Франса? Приведите пример из собственного опыта.«Словарь – это Вселенная, расположенная в алфавитном порядке.»
Согласны ли вы с утверждением известного современного лингвиста Л.И. Скворцова? Обоснуйте свою точку зрения.«Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймёшь – неправильно и поступишь.»
Прочтите отрывок из текста М.Панова. Определите тему, идею и проблему данного текста. Продолжите данный текст.«Литературному произношению учит семья: в культурной среде нормы языка передаются от родителей к детям. Литературному произношению учит школа, совет учителя много значит. Литературному произношению учат театр, радио, телевидение. Влияние авторитетного примера – могучий создатель литературного произношения.А кто заботится о том, чтобы пример был действительно авторитетным?...»(Учитель нацеливает учащихся на ответ, что литературному произношению учит орфоэпия.)
О каких драгоценностях упоминает автор в своём высказывании? Как вы считаете , кого он называет мастерами слова? Какие вы черпаете «драгоценности» из сокровищницы языка?«Мастера слова создают удивительно яркие изобразительно-выразительные средства языка, постоянно пополняя его сокровищницу, откуда любой человек пригоршнями может брать несметные драгоценности.» Г.Я. СолганикДайте развёрнутый ответ на поставленные вопросы.
Для успешной работы над созданием сочинений на лингвистическую тему учащиеся систематически собирают материалы в лингвистическую копилку, которую оформляют и пополняют как самостоятельно, так и при участии педагога-предметника.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!