Система работы по познавательно - речевому развитию детей МБДОУ КВ детский сад №166 « Ёлочка» Шаповалова В.В.
Дидактический картинный материал Моя работа в группе с ТНР находится в прямой зависимости от планирования работы логопеда. В логопедической группе в течение года мы изучаем несколько лексических тем, это является наиболее эффективным способом преодоления лексической недостаточности детей имеющих тяжёлые нарушения речи. Все темы, которые логопед проходит с детьми необходимо проработать мне в группе в течение всего дня.
познавательная игротека Я создаю условия для использования дидактического материала в совместной и самостоятельной деятельности для развития кругозора и речи детей. . Игротека охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип работы познавательной игротеки – все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей, все можно потрогать, взять в руки и рассмотреть.
Мини-библиотека и речевой уголок В мини-библиотеке есть садовские книги, и те книги и журналы, особенно периодические, которые дети приносят из дома. Дети рассматривают их, рассказывают, комментируют иллюстрации. Есть речевой уголок с игровым и дидактическим материалом, направленным на развитие дыхания, артикуляционной моторики, правильного звукопроизношения, мелкой моторики пальцев рук, звукового анализа и синтеза слогов и слов.
Центр детского экспериментирования и зеленый уголок Для развития познавательных способностей у детей и проведения опытно-экспериментальной работы в моей группе создан центр детского экспериментирования. Наблюдаем за ростом растения, ведем дневники наблюдений. Устанавливаем простейшие причинно-следственные связи (зависимость роста растения от цвета, полива, почвы, ухода).
Особенно важное место в познавательно – речевом воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия и внешний вид растений, предметов, необходимых для труда, содержание литературных произведений и т.п.). Решая умственную задачу в игре, дети упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлении по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов. В определении их по отдельным признакам.
Через разнообразные игры, упражнения, наблюдения совершенствую познавательную деятельность детей, делаю более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащаю игры новыми занимательными атрибутами. Помогаю детям доброжелательно общаться со сверстниками, способствую развитию любознательности к окружающему миру, используя информационно-коммуникационные технологии (презентации, познавательные и учебные фильмы).
Художественное творчество служит прекрасным средством для закрепления знаний об окружающем и проверки усвоения ими пройденного материала по теме. Обязательно повторяем речевые игры и упражнения: «Какая мама, какая бабушка?», «Что мама делает на работе и дома?», «Кто, как помогает друг другу», «Кто я для сестры, для мамы, для бабушки?» и т.д.
Занятия с детьми провожу в форме свободной непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого, а ребенок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия. Приучаю детей непринуждённо вести беседу, понятно отвечать на вопросы и задавать их. проектная деятельность «Мои родные». Формировать представления об обязанностях всех членов семьи в зависимости от пола, о бережном отношении к женщинам.
Я способствую проявлению творчества и фантазии в музыкальной, литературной деятельности, предлагая детям привнести в свою работу что-то из придуманного ими самими. К Женскому дню организовали концерт для девочек в группе с показом сказки, с чтением стихов и пением песен.
Развлечение «Мамин праздник»Я использую разнообразные формы работы с родителями по познавательному речевому развитию: занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; совместные экскурсии; совместное создание предметно – развивающей среды; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов.