Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса
Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по назначению своемуШкола – общественное учреждение, основой которого является социальная норма, и жизнедеятельность ребёнка подчинена социальным нормам школьного общежитияЧерез отношение «любовь к далёким» решает проблемы конкретных отношений ребёнка с близкими (в том числе родителями)Семья – любовь: супружеская, родительская, детская, родственная.Через отношение «любовь к близким» ребёнок обретает потенциальную способность выходить на «любовь к далёким»: через любовь к маме, папе, бабушке, братьям и сёстрам он учится вообще чувству любви, готовясь полюбить человечество.
Семья Довольно замкнутое объединение людей, ревностно защищающее свой внутренний мир, свои тайны и секреты, противостоящие внешним воздействиямСемья не просит, чтобы с ней работалиСемья не хочет, чтоб в её тайны заглядывалиСемья не доверяет таких полномочий школе
Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему . Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь или читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение. А.С Макаренко
ШколаВводит ребёнка в контекст культуры и социальных отношений, ни в коем случае не игнорируя глубокое влияние семьиЛучший способ помочь семье в воспитании детей – проявлять заботу о счастье ребёнка, беспокоясь о степени его развития.
1. Единство процесса воспитания в школе и семье с целью всестороннего развития личности каждого ребенка.2. Изучение воспитательных возможностей семей.3. Скорая воспитательная помощь семье.4. Повышение педагогической культуры родителей.5.Умение координировать усилия семьи и школы.
Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Педагогические знания родителям – вот важная задача в условиях модернизации образовательного процесса.
Взаимная договорённость – залог успешности педагогического альянса семьи и школы1. Принцип согласияШкола - раскрывает цель воспитанияШкола – сообщает о функции школыШкола – наделяет семью обязанностямиШкола – открывает психологию любвиСемья – осмысливает цель воспитания, выражает мнениеСемья – выражает мнение о продуктивности функцийСемья – соглашается создавать необходимые условияСемья – учится искусству любить детей
2. Принцип сопряженияШкола - оповещает о педагогических требованияхШкола – информирует о ходе развития детейШкола – знакомит с воспитательными замысламиШкола – предъявляет работу школыСемья – поддерживает требования школыСемья – сообщает о проблемах семейного воспитанияСемья – соглашается содействовать замысламСемья – вносит коррективы в семейное воспитание
3. Принцип сопереживанияШкола оказывает знаки внимания родителямШкола формирует у детей любовь к семьеШкола знакомит с событиями школыСемья благодарит и выражает ответное вниманиеСемья утверждает безусловное уважение к школеСемья проявляет интерес к жизни всех детей
4. Принцип сопричастностиШкола информирует о нуждах школыШкола приглашает обсудить проблемыШкола просит об обеспечении ребёнкаСемья оказывает материальную помощьСемья участвует в обсуждении проблемыСемья обеспечивает ребёнка необходимыми средствами
5. Принцип содеянностиШкола информирует семью о планах работыШкола приглашает принять участиеШкола организует общее делоСемья оценивает влияние школы на детейСемья откликается на приглашение, участвуетСемья участвует в общих делах
Опасно окружить ребёнка взрослыми людьми настолько, чтобы он не помыслил о своей независимости и формирующейся взрослости
Основная и единственная цель альянса – организовать воспитательное пространство для гармонизации развития детейНе форсировать развитие и углубление взаимоотношений «семья-школа»Не перекладывать свои обязанности друг на друга (не выходить за пределы своих воспитательных функций)Взаимно признавать автономию школы и семьи, считая единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью – просьбуНеизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации при любых обстоятельствахНе претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства, ставя педагогический акцент на отношение к этим обстоятельствамНе укорять семью в присутствии ребёнка, не порицать детей в присутствии родителей – всегда помнить: они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовьАпеллировать к разуму ребёнка как субъекту деятельности и поведения, не создавать на него двойного давления семьи и школы