Социально-психологическая работа с одаренными детьми Педагог-психолог Слезкин Р.Ю.
Одаренный ребенок: кто он?Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что одаренность – это результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).
Основная цель психологической работы с одареннымиСоздание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей.
Особенности одаренных детей:способны прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы;увлекаются построением альтернативных моделей и систем;избирательная память; остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет; они способны следить за несколькими процессами одновременно; с удовольствием занимаются сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ; обостренное чувство справедливости; высокие требования к себе и окружающим; богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей;они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки;одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
Задача на одаренностьНазвать лишнее слово – ЛОНДОН, ЖЕНЕВА, ПАРИЖ, МОСКВА. Женева, т.к это город, остальные города-столицы. Женева, т.к.в этом слове 3 слога, в остальных 2 слога Лондон, т.к он на острове Лондон, т.к.у него ударение на первом слоге, у остальных на втором
Направления работы школьного психолога с одаренными детьми:Психопрофилактические занятия Психокоррекционные занятия Развивающие занятияПсиходиагностические мероприятия
Психодиагностика1 классы – проективные рисуночные тесты4 классы – тесты на креативность5 классы – диагностика школьной тревожности7 классы – групповые интеллектуальные тесты9-11 классы –профориентационные тесты
Психопрофилактика1 классы – Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников 5 классы – Программа адаптационных встреч для пятиклассников9-11 классы – Цикл занятий по психологической подготовке к сдаче экзаменов
Психологическая коррекцияПрограмма «Навстречу», направленная на воспитание коммуникативной культурыу учащихся 5–6-х классовТренинговые занятия для учащихся 7–8-х классов «Шаги к уверенности»Занятия для учащихся 5-7 классов «Зачем нужны правила»
Развивающие занятия2 классы - Программа занятий по развитию внимания 3 классы - Программа занятий по развитию учебно-познавательных мотивов младших школьников 4 классы - Развивающая программа «Я в мире – мир во мне» 10 класс -Тренинг «Я – автор событий своей жизни»9-11 классы «Будь готов!» активизирующие профориентационные занятия для учащихся 9-11 классов
Ожидаемые результаты психологической работы с одаренными детьмипривлечение учащихся к деятельности, позволяющей выявить скрытую одаренностьпреодоление разрыва между интеллектуальным и личностным развитием формирование адекватного самовосприятияадаптация ребенка в окружающем мире и приобретение им конструктивных форм общения со сверстниками и взрослыми.
Как влияют развивающие занятия на развитие одаренности детей?В 2009-2010 учебном году было проведено тестирование учащихся 3-х классов до и после проведения цикла занятий по развитию учебно-познавательных мотивов младших школьников В качестве психодиагностического средства в данном исследовании применялся тест креативности Торранса, который используется для исследования творческой одаренности детей
Основной исследуемый критерийОригинальность - способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов.
Сравнительные результаты тестирования по шкале «оригинальность» до и после проведения занятий
Целенаправленные развивающие занятия способствуютвыявлению скрытых форм одаренностиразвитию интеллектуальных и творческих возможностей ребенка формированию потребности в творческой деятельностиразвитию интереса учащихся к своим способностям