Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях современного образования. Из опыта работы Калугиной Татьяны Геннадиевны учителя начальных классов ГОБС(К)ОУ школы VIII вида №7 Великого Новгорода
«Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы» Т.Карлейль В данной работе представлены практические рекомендации по созданию сохраняющих здоровье условий воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Данный опыт может быть использован как в специальных (коррекционных), так и в общеобразовательных учреждениях.
Актуальность По данным Института возрастной физиологии РАО, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения. Проблемы оздоровления обучающихся стали весьма актуальными и по причине резкого ухудшения состояния здоровья детей. Врачи-педиатры отмечают, что рождение здорового ребенка сегодня – это исключение из правил.
Охранительный педагогический режим учебного процесса в начальной школе. спокойный ровный тон учителя; правильное дозирование учебной нагрузки; проведение физкультминуток, количество которых не ограничено и зависит от степени утомления учащихся; использование во время уроков зрительных тренажеров по системе В.Ф.Базарного; использование специальных упражнений для профилактики нарушений зрения; квазиоптические очки; методика смены динамических поз (парты оборудованы конторками, и ученики могут по своему желанию и по указанию учителя заниматься сидя и стоя; обучение в режиме «зрительных горизонтов» (удаление дидактического материала соразмерно остроте зрения).
Физкультминутки Физкультминутки могут быть очень разными и зависят от целей данного урока.
Развитие внимания «Веселые человечки» Учитель показывает карточки с изображением человечков, а дети должны повторить те движения, которые изображены.
Пространственные представления – физкультминутки в стихах. Мы в строю шагаем браво, 1-2-3 (маршируют) Все науки познаем И налево, и направо (движения руками) И, конечно же, кругом (поворачиваются через левое плечо) Это правая рука, Это левая рука (показывают соответствующие руки) Это правая нога, Это левая нога. (топают поочередно ногами)
Развитие мелкой моторики рук. Игры - потешки Этот пальчик-дедушка, Этот пальчик-бабушка, Этот пальчик-папочка, Этот пальчик-мамочка, Этот пальчик-я. Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой. Так и правой руки. Упражнения без речевого сопровождения. «Пальчики здороваются» «Человечек» «Слоненок» «Домик» «Лодка
Зрительные тренажеры по методике В.Ф.Базарного. Дети,фиксируя взором траектории,вначале учатся «обходить» схемы-траектории глазами, а затем «оббегать». Необходимо выполнить каждое упражнение 10-15 раз по порядку номеров. Движения глаз можно сочетать с движениями головы и туловища. Схема универсальных символов
Упражнения с циферблатом Упираясь кончиком носа в центр круга,посмотрите двумя глазами на отметку 12 часов 2-3 сек., в центр круга. Затем 1, затем опять в центр и т.д. перевести взгляд на отметку Упражнения выполняйте 3-4 раза по часовой стрелке и против часовой стрелки.
Упражнения для развития аккомодации «Метка на стекле» Детям дается задание фиксировать взгляд на «метке» (это может быть кружок из красной бумаги около 5мм в диаметре на оконном стекле) в течение 5 сек., а затем на отдаленных предметах (дом, дерево и т.д.) Длительность тренировки для каждого глаза от 1 до 3 мин.
Упражнения для профилактики нарушений зрения Глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.(вместо кругов-ромбы треугольники и т.д. Написать глазами числа от 0 до 9. Число 10, 12,1 и т.п. Зажмурив левый глаз, правым написать нечетные числа от 1 до9, затем правый закрыть,а левым написать четные числа от 2 до 10 Написать глазами имя, фамилию,день недели, месяц, дату и т.п. Нарисовать глазами пружинку, зигзаг слева направо и справа налево.
Квазиоптические очки Квазиоптические очки рекомендуются детям с близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом и т.д. Ношение КОО значительно повышает остроту зрения и контрастность зрительного восприятия. КОО обладают защитными свойствами от компьютерных излучений.
Настольные конторки Высота конторки регулируется в соответствии с ростом ребенка посредством выдвижных ножек-стоек. Учащиеся ,меняясь местами, работают то стоя, то сидя.
Автор Калугина Татьяна Геннадиевна Учитель начальной школы ГОБС(К)ОУ школы VIII вида №7 Великого Новгорода.