Результаты, проблемы, эффекты первого этапа введения ФГОС МБОУ лицей №20.Полисмакова Р.Т., зам. директора по УВР
1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).Основная задача перехода на ФГОС- обеспечить введение стандарта в соответствии с нормами и регламентами законодательной базы всех уровней управления образованием
Критерии, обеспечивающие введение ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт как совокупность требований
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №20 2010-2011 учебный год - участник эксперимента по введению ФГОС2011-2012 учебный год - реализация ФГОС НОО в 1-2-ых классах2012-2013 учебный год реализация ФГОС НОО в 1-3-ых классах на основе УМК «Перспектива»;- Реализация ФГОС ООО в параллели 5-ых классов
разработана ООП;разработаны РП, отвечающие требованиям ФГОС: расширены цели и задачи образовательного процесса – от ЗУНов к УУД; изменены требования к результатам освоения ООП и зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты;меняется содержание образовательного процесса на основе интегрированного подхода (УМК «Перспектива», «Школа 2100» и др. );зафиксирован системно-деятельностный подход, который расширил арсенал учителя в работе, обогатил его деятельность современными технологиями, методами и формами работы: проектный метод, коммуникативные технологии, работа в парах, в группах, формы работы с книгой и т.д.;разработаны модели организации внеурочной деятельности; ВД обеспечивает занятость детей во внеурочное время; разные направления предоставляют ученику возможность выбора и творческого развития.
Происходит процесс освоения системы оценивания младших школьниковОцениваем предметные, метапредметные и личностные результатыТехнология оценивания образовательных достижений обучающегося предполагает индивидуальную траекторию развития ученика, предоставляет возможность улучшить свой результат, обеспечивает сотрудничество ученика и учителя
Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развитияПривычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, какцеленаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам)самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности)результаты учебных проектоврезультаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников
в течение 4-ых лет отслеживаются предметные, метапредметные и личностные результаты, которые отражены в таблицах личностных, предметных и метапредметных результатов, технологических картах, в ПОРТФОЛИО; учителем на каждого ученика заполняется педагогическая карта по результатам стартовой диагностики (сентябрь), позволяющей определить начальный уровень сформированности у учащихся организационных, интеллектуальных и коммуникативных умений и навыков; промежуточной диагностики (декабрь – январь), определяющей общеучебные и организационные умения учащихся, а так же его психологический портрет; итоговой диагностики (май), выявляющей сформированность универсальных учебных действий учащихся; возрастает интерес ученика к оценке и привлекает принцип: не согласен с оценкой – докажи, что заслуживаешь большего
- внесены изменения и дополнения в Уставы образовательных учреждений с учетом требований ФГОС НОО; - сформирован пакет локальных актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения по введению ФГОС НОО;- приведены в соответствие локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих выплат в соответствии с новой системой оплаты труда; - осуществлено повышение квалификации учителей начальных классов, реализующих ФГОС;- все ученики начальной школы лицея №20 обеспечены бесплатными учебниками;- кабинеты укомплектованы дидактическими и методическими материалами, интерактивными средствами обучения, ТСО: в каждом классе лицея №20 установлены компьютеры , ИД и проекторы; - обеспечен доступ педагогов и обучающихся и их родителям к электронным образовательным ресурсам; активно используются информационные ресурсы лицея (сайт, Интернет-страничка, выставки, презентации и т.д.).
Опыт работы лицея №20 по реализации ФГОС НОО Современные образовательные педагогические технологии в начальной школеПроектирование рабочих программ в условиях реализации ФГОС НООСоздание условий для достижения личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников через системно-деятельностный подход Способы формирования оценки качества планируемых результатов . Мониторинг результативности.Системно-деятельностный подход как методологическая основа реализации ФГОС НОО
«Риски» и проблемыМетодическое сопровождение учителей по разработке РП, уроков и внеурочной деятельности, обеспечение информационно-методическими ресурсами в соответствии с планируемыми результатами освоения программ начального образования крайне ограниченоПрактически отсутствует диагностический инструментарий по определению метапредметных и личностных результатов. Нужен новый ресурс – УМК (учебник + ЭОР + методическое пособие + средства для контроля и самоконтроля + средства для самостоятельной работы +…+…+) Появилась печатная продукция и электронные приложения к урокам, но они не дошли до каждого; приходиться терять много времени на скачивание материала через интернетСамые серьезные затруднения связаны с необходимостью разработки на внутришкольном уровне системы оценивания достижений обучающихся и ее применения в рамках учебных занятий
Риски и проблемыЗатраты времени учителя на разработку РП, дидактических и методических материалов огромные; а отсутствие достаточного финансирования снижает мотивацию педагоговЗначительные проблемы в профессиональной деятельности педагогов вызваны неразработанностью системы документации, большим количеством текущих документов и сложностью их своевременного ведения при высокой наполняемости классных коллективовИмеет место сопротивление инновациям из-за опасения наращивания нагрузок.
Риски и проблемыМного проблем остается во внеурочной деятельности, и они касаются места, времени, кадров, системы оценивания;Не развивается система внешкольного образования: в настоящее время немногие дети занимаются дополнительно по бесплатным программам;Необходимо усовершенствование механизмов взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования;В социальном аспекте, ФГОС является формой гражданского договора между государством, родителями (обществом) и школой (образованием). Общество (родители) не готово сформулировать свою позицию по этому вопросу, нужно время на осмысление и принятие новой школы.
Проблемы кадрового характерапсихологическая проблема: - традиционный подход к профессии;- сложившаяся за годы устойчивая методика проведения урока;- неприятие идеологии ФГОС;- консервативное мышление в силу возраста или профессиональной усталости;- отсутствие мотивации, давление стереотипов и др.Профессиональная: -недостаточный уровень теоретико-методологической подготовки в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности; -владения современными оценочными процедурами;- повышение квалификации решает проблему частично, нужна переподготовка учителей.
Положительный факторы для ученика: развитие собственных способностей для освоения культурных ценностей обществадля учителя: совершенствование учебных навыков для снятия затруднений ученикадля родителей: занятость детей; надежда на получение качественного образования и развитие ребенкавозможность повысить свою профессиональную компетентность
требования к ученику стали более демократичными, вследствие чего повышается самооценка ученикаУроки обогатились новыми формами, стали содержательнее и интереснееучастники реализации ФГОС НОО отличаются информированностью относительно принципиальных позиций новых направлений в организации обучения школьников; эти учителя отличаются творчеством, креативностью, готовностью к переменам.компетентность - это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность
Стандарт – это тот редкий случай, который позволяет объединить усилия, таланты и ресурсы всего общества на благо детей сайт издательства «Просвещение»