МБОУ «Каратузская средняя общеобразовательная школаимени Героя Советского Союза Е. Ф. Трофимова»«Развитие креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе»Золотухина Людмила Вениаминовнаучитель начальных классов
Творческая деятельность, является более сложной по своей сущности, доступна только человеку. Есть великая “формула” приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец открыть истины, никому ещё неизвестные”. (К.Э.Циолковский)
Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству.Поэтому начальная школа, делая переход на новые стандарты второго поколения, должна быть сориентирована на развитие творческой (креативной) личности.
Креативные способности учащихсяПод творческими (креативными) способностями учащихся понимают “…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действия, направленные на созидание”. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству.
Основные цели развитие системности, диалектичности мышления; развитие продуктивного, пространственного, управляемого воображения; обучение целенаправленному использованию эвристических методов для выполнения творческих заданий.
Актуальность проблемы Проблема развития креативных способностей не нова для психолого-педагогических исследований. Она до сих пор актуальна. Не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии творческих способностей учащихся. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться там, где он может принести максимальную пользу.
Задачи: Создать условия для развития личности ребенка. Источниками развития ребенка выступают два вида деятельности: учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе; творческая деятельность, в процессе которой ребенок реализует свои возможности, т.к. она не нацелена на освоение уже известных знаний. Способствовать проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.
Компоненты креативных способностей школьников: творческое мышление; творческое воображение; применение методов организации творческой деятельности.
Методы творчества наглядность; художественное слово; технические средства; игра.
МОЗГОВОЙ ШТУРМ – оперативный метод решения проблемына основе стимулирования творческой активности,при котором участникам обсуждения предлагаютвысказывать возможно большее количество вариантов решения;перепутанные логические цепочки (связать последовательностьэлементов информации в нужной последовательности);разбивка на кластеры;методы контрольных вопросов и другие.
Игровой метод При отборе игры необходимо обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило, игровое действие. Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока.
Метод дихотомии в игре «Да-нет»Дихотомия - метод деления пополам, используемый для коллективного выполнения творческих заданий, требующих поисковой работы, представлен различными типами игры «Да – Нет». Узнай объект по описанию.1) Перечисляются признаки объекта:сделан из песка, похож на гладь воды, может быть любого цвета. 2) Перечисляются отличия органов чувств загаданного животного, находящегося среди представленного на листе ряда предметов:животное, у которого орган обоняния находится на языке (змея); животное, которое "видит" носом (дельфин); животное, у которого нет глаз, ног, ушей, но они могут "видеть" кожей (дождевые черви); животное, имеющее органы осязания и обоняния на усиках (бабочка); животное не различающее цвета, у которого орган осязания находится на усах (кошка)…
«Минутки» творчества Применяю на уроках «минутки» творчества. При изучении темы «Про воду», «Про воздух» предлагаю подвести итог урока от имени воды и воздуха.- Итак, я – Вода, я могу рассказать о себе, что я… А я - Воздух, я расскажу о себе следующее… При изучении темы «Город и село» даю детям такое задание: «Если бы ты был главой нашего села, чтобы ты рассказал нам о нем?» при этом использую презентацию, выполненную учеником, где рассказывается о достопримечательностях села. При изучении темы «Звери – млекопитающие» давала такое задание: «Представь, что ты животное (ребёнок выбирает животного сам). Рассказ начни так: «Я – бурый медведь…» (к рассказу прилагается рисунок животного, который нарисовал сам ребёнок и прикрепил у себя на груди)».
Уроки – сказки Сказки – спутники малышей. Они учат добру, учат общаться, радоваться и огорчаться, сопереживать, разбираться в мотивах поступков героев, а также понимать слово и выражать свои чувства. На таких уроках даю детям творческие задания «Придумай сказочную историю о своем любимом животном» и т.д.
Для создания опыта творческой деятельности учащимся давала следующие задания по преобразованию, объектов, ситуаций, явлений; созданию нового :“ Вездеход на Луне” (ИЗО); “ Задача об укладке кирпичей” (Математика); “Придумай этикетку для бутылочки с ядом” (Окружающий мир) “Придумай сказку (историю) о……..”(Русский язык, чтение);“ Придумай новый воздушный шарик (обувь, одежду)”;“ Придумай телефон для глухих” (Технология) и др.
На моих занятиях не просто использую готовые ребусы, но ещё дети сами пробуют зашифровать слова, создать свои ребусы…
Составляем синквейны (это пятистрочный стих) по правилам:Алгоритм составления синквейна:На первой строчке – написать выбранно существительное.На второй строке - придумать к этому существительному два прилагательных, описывающие основную мысль.На третьей – придумать три глагола, описывающие действия в рамках темы.На четвертой – придумать фразу из нескольких слов, показывающую отношение к теме.На пятой строке – сделать обобщающий вывод. Например:Атмосфера Холодная, грязная Движется, защищает, меняется. Воздушная оболочка Земли. Пространство.
Система творчества, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентирована на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе. Основным условием творчества учащихся на моих уроках является создание «УСПЕХА».
На сайте «minobr.org » ребята публикуют свои работы. Например, во Всероссийском конкурсе «Я исследую мир» исследовательская работа «Какие бывают лягушки?» заняла I место (2010год), получен диплом; во Всероссийском творческом конкурсе «Любимый праздник – Новый год!» в номинации «Исследовательская работа на тему «Празднование Нового года в разных странах» заняла I место, получен диплом и т. д. Участие детей в олимпиадах школьного тура. Анализируя показатели сделаю вывод о росте достижений учащихся в предметных олимпиадах школьного тура. Ежегодно учащиеся моего класса принимали участие в международных конкурсах «Конкурс Эрудитов-ЭМУ», « Кенгуру» по математике и « Русский медвежонок» по русскому языку. Имеются призовые места на школьном уровне.
1.Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81. 2. Давыдов. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология - М 1973 г. 3. Кулевич С.В.,Лакоценина Т.П. .Воспитательная работа в начальных классах.Издательство «Учитель»,2001г. 4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. - 168 с. 5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. - М.: Просвещение, 1997. - 240 с. 6. http://www.trizminsk.org/e/prs/232044.htm#023 и другие.