Реализация ФГОС на уроках Борцова И. Н. - учитель русского языка и литературы
1. Целеполагание. Цели урока должны выводиться из планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, имеется в виду, чему ученики научатся.
2. Мотивация. Учитель должен сформировать интерес как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата.
3. Практическая значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.
4. Отбор содержания. На уроке должны быть качественно отработаны планируемые результаты урока. Только эти знания подвергаются контролю. Остальная информация носит вспомогательный характер и не должна создавать перегрузок.
5. Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности. Интегративность заключается в формировании качества личности по частям, соблюдая при этом последовательность этапов в зависимости от их сложности и возраста обучающихся.
6. Построение каждого этапа урока по схеме: Постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения – рефлексия.
7. Использование разнообразных эффективных приёмов. Компоненты учебного задания: характеристика задания (планируемый результат выполнения); мотивационная часть; содержание (условие, вопрос); инструкция по выполнению (ученики составляют сами, т.е. планируют свою деятельность); время выполнения; образец или описание ответа; критерии оценки; комментарий.
8. Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися. Каждое задание проверяется, контролируется. После этого учащиеся делают выводы.
9. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися. Это самостоятельная работа с материалом учебника или опережающие задания на дом.
10. Организация парной и групповой работы. Парная или групповая работа используется практически на каждом уроке.
11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля. Развитие умения самооценки: 1. Что нужно было сделать? 2. Удалось ли сделать? 3. Всё правильно или есть недочёты? 4. Сделал сам или с чьей-то помощью? 5. Когда мы ставим «5», «4», «3»? 6. Какую поставишь себе отметку?
12. Рефлексия. На этом этапе ученик осознаёт свою значимость.
13. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся.
14. Минимизация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно быть такое, которое определено программой. Задания нужно давать на выбор, учитывать индивидуальные способности и потребности учеников.
15. Обеспечение психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.