Использования краеведческого материала в образовательном процессе (обобщение опыта работы) Макаров А.Д., преподаватель истории, обществознания и английского языка, Тюменский нефтегазовый колледж, отличник просвещения РФ Тюмень, 2015
Актуальность данной темы определяется широким применением местного краеведческого материала в образовательном процессе и воспитательной работе, возросшим интересом обучающихся к историческим истокам своей малой родины. Актуальность данной темы определяется широким применением местного краеведческого материала в образовательном процессе и воспитательной работе, возросшим интересом обучающихся к историческим истокам своей малой родины. Объектом данной работы является использование краеведческого материала в контексте современного образовательного процесса. Цель исследования – обобщение опыта применения педагогом местного краеведческого материала на уроках истории, обществознания и английского языка, выявление наиболее эффективных типов занятий и видов работы с краеведческим материалом.
Краеведение (краеведение — от: ведать, знать, изведывать) имеет глубочайшие корни в человеческой истории. Человек как социальное существо, всегда стремился познать край, в котором он живет, его природные богатства, историю. Краеведение (краеведение — от: ведать, знать, изведывать) имеет глубочайшие корни в человеческой истории. Человек как социальное существо, всегда стремился познать край, в котором он живет, его природные богатства, историю. К. Д. Ушинский писал, что «поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», что они помогают возгореться «искрам любви к отечеству». Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края.
...Но в час, когда последняя граната Уже занесена в твоей руке, И в краткий миг припомнить разом надо Все, что у нас осталось вдалеке, Ты вспоминаешь не страну большую, Какую изъездил и узнал, Ты вспоминаешь Родину такою, Какой ее ты в детстве увидал. К. Симонов “Родина”
Роль педагога Через использование краеведческого материала на уроках педагог решает, на мой взгляд, самую важную задачу в современном российском образовании – воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине.
значение использования регионального компонента Краеведение является важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у студентов научного мировоззрения, воспитанию нравственности. Использование краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность обучающихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание конкретность и убедительность. Использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям, способствует развитию самостоятельного творческого мышления, умений практического применения полученных знаний в жизни. Краеведение создаёт благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников. Краеведение открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже самостоятельного открытия.
Критерии отбора краеведческого материала При отборе краеведческого материала к уроку следует учитывать следующие. Краеведческий материал должен быть: а) органически связан с программным материалом; б) доступными для учащихся по содержанию и объему; в) образными и эмоциональными, стимулировать познавательный интерес к изучению предмета; г) способствовать усвоению ключевых знаний и умений; д) отражать уникальность региона, его неповторимый характер.
Использование краеведческого материала основывается на следующих принципах, вытекающих из общедидактических требований к процессу обучения. Использование краеведческого материала основывается на следующих принципах, вытекающих из общедидактических требований к процессу обучения. К этим принципам относятся: Принцип междисциплинарности, согласно которому использование краеведческих материалов подразумевает связь с другими учебными предметами; Принцип систематичности, состоящий в целенаправленном, запланированном характере использования краеведческих материалов на разных этапах обучения истории; Принцип тематичности, предполагающий разработку соответствующих материалов к каждой теме рабочей программы; Принцип когнитивности, предполагающий познание обучающимися в процессе обучения с помощью краеведческого материала новых сведений, нового знания; Принцип толерантности, предполагающий развитие у учащихся способности понимать и принимать другие культуры.
Уровни использования регионального компонента Преподавание с использованием регионального компонента в обучении предполагает как минимум три уровня познавательной работы обучающихся 1) получение учащимися «готовых» со слов учителя и из федеральных и региональных учебников; 2) самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся; 3) углубленный исследовательский поиск.
Виды работы с региональным компонентом: Виды работы с региональным компонентом: самостоятельная работа обучающихся с письменными и вещественными источниками; экскурсии, экспедиции по родному краю, осмотр памятников истории и культуры; ученические исследования (подготовка проектов, сообщений, докладов); встречи с интересными людьми; создание видеофильмов и т.д.
Работа с краеведческим материалом может быть частью, этапом урока, отдельным уроком, иметь более широкие временные рамки (подготовка проекта). Работа с краеведческим материалом может быть частью, этапом урока, отдельным уроком, иметь более широкие временные рамки (подготовка проекта).
краеведческая тематика на уроках обществознания а) символы Тюменской области, истории их создания; б) система законодательной и исполнительной власти; в) структура сложно-построенного субъекта федерации; г) участие жителей Тюменской области в политической жизни; д) процедура выборов в местные органы власти; е) система образования, развитие тюменской науки и культуры; ж) национальное и религиозное многообразие Тюменской области; з) развитие производства и предпринимательства; и) социальная структура области и т.д.
исследовательские мини - проекты Моя родословная. Как возникла моя фамилия, мои выдающиеся однофамильцы. Что означает мое имя и отчество. Имя Победы - на карте Тюмени. Где мои корни? Первооткрыватели тюменской нефти и газа. Почетные граждане Тюмени. Выдающиеся деятели культуры.
использование современных средств обучения, компьютерных технологий Созданные презентации по английскому языку Тюмень - лучший город Земли. Архитектура Тюмени. Улица Республики. Д. И. Менделеев. Великие ученые - наши земляки. Романовы: жизнь и судьба.
Тексты для уроков английского языка The first Russian town in Siberia. Tyumen bus station. Our university. Tyumen State Oil and Gas College. The library of our college. Republic Street is the main street of Tyumen. D.I.Mendeleev. Yuri Georgievich Ervier. Viktor Muravlenko. Farman Salmanov. Yuri Osipov. Tyumen region. The Climate of Tyumen. Semen Urusov. The first oil-prospecting expedition in Tyumen. LUKoil. Uvat group of the fields .
Больша я Тюме нская энциклопе дия
Заключение Историческое краеведение – развивающаяся перспективная область знаний. Это определяется, прежде всего, многогранностью, творческим, исследовательским характером краеведения, его доступностью для людей различных специальностей, социальных и возрастных групп. Доказано, что историческое краеведение является источником конкретизации излагаемых учителем общеисторических фактов и является одной из важных отраслей исторического образования. Главная задача учителя истории – заинтересовать подростков процессом исторического познания. Там, где зародился живой интерес, дело заключается лишь в том, чтобы направить этот интерес в нужное русло.
Литература 1. Вавилова О.Л. Регионалистика [Текст]/ М., 2005 2. Краеведение: Пособие для учителя [Текст]/ А.В. Даринский, Л.Н. Кривоносова, В.А. Круглова, В.К. Луканенкова; под ред. А.В. Даринского. – М.: Просвещение, 1987. – 158с. 3. Лукиева Е.Б. Историческое краеведение [Текст]/ Учеб. пособие Том. политехн. ун-т. - Томск, 2003. - 156 с. 4. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение[Текст]/ Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1987. 231 с. 5. Пирожков Г.П. Краеведение [Текст]/ учебник. Тамбов; М.; СПб.; Баку, Вена, 2006. 272 с. 6. Строев К.Ф. Краеведение [Текст]/ Учебное пособие для студен-тов естест.-геог. фак. пед. ин-тов. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение. 1974. – 143с.