Альчиханова А. С., заместитель директора МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ» 2011
2004 год Нормы и требования, определяющие обязательный минимум Сумма знаний Система универсальных ЗУНов Ключевые компетенции Развитие личности 2010 год Деятельностный подход Возрастная периодизация Конвенциональная норма Воспитание как ценностноориентирован-ный процесс Содержание образования и способы организации учебной деятельности Систематизация и дифференциация ключевых компетенций
* Объективные противоречия, влияющие на обеспечение готовности образовательных учреждений к переходу на новые стандарты: между требованиями к организации и результатам образовательного процесса в условиях введения ФГОС и недостаточным уровнем мотивационно-психологической готовности педагогов, профессиональной компетентности в реализации деятельностного подхода к образовательному процессу; между широтой и разноплановостью научно-методического обеспечения ФГОС, представленного разработчиками, и недостаточностью организационных механизмов и условий для освоения документов ФГОС педагогическими и руководящими работниками в традиционном режиме формального обучения (ПК) в ограниченные временные сроки; между необходимостью охвата всех учителей начальной школы и руководителей учреждений повышением квалификации по вопросам введения ФГОС и ограниченностью времени организации повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования.
* Общие проблемы по введению ФГОС НОО: - отсутствие осознания у учителей концептуальных позиций нового стандарта, его целей, задач и результатов; - несформированность навыков конструирования структурных компонентов основной образовательной программы; - неразработанность механизмов системы оценки достижений требований стандарта на основе планируемых результатов, контрольно-измерительных материалов оценки образовательных результатов; - не определены особенности организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья; - вопрос профессиональной переподготовки, повышения квалификации кадров, в целом модернизации системы повышения квалификации – еще один из проблемных вопросов. Низкая мотивация учителей на профессиональную переподготовку, освоение современных образовательных технологий связана с отсутствием независимой системы оценки качества их работы в соответствии с современными требованиями.
* Требования к условиям введения ФГОС НОО кадровые условия возможность требовать наличие квалификационной категории в государственных и муниципальных образовательных учреждениях повышение квалификации один раз в пять лет финансовые условия норматив финансирования не зависит от количества учебных дней в неделю материально-технические условия функциональный подход к определению условий (возможность получения информации различными способами, проведения экспериментов, создания материальных объектов и др.) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры информационная среда образовательного учреждения (ИОС)
* Проблематика введения ФГОС НОО Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО - Не внесены изменения и дополнения в Уставы ОУ с учетом требований ФГОС НОО, - Не сформирован полный пакет локальных актов, регламентирующих деятельность ОУ по введению ФГОС НОО, в том числе должностных инструкций работников. Содержательное обеспечение введения ФГОС НОО - Не разработаны модели организации внеурочной деятельности ОУ; - Не разработана в полном объёме основная образовательная программа начального общего образования школы.
* Проблематика введения ФГОС НОО Организационное обеспечение введения ФГОС НОО финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС НОО - не приведены в соответствие локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующих выплат в соответствии с новой системой оплаты труда, выплат стимулирующего характера работникам ОУ, обеспечивающим введение ФГОС НОО. кадровое обеспечение введения ФГОС НОО - не обеспеченность ОУ работниками, прошедшими соответствующие курсы повышения квалификации; - отсутствие педагогических кадров и специалистов службы сопровождения; - отсутствие результатов анкетирования по изучению образовательных потребностей и интересов обучающихся ОУ и запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана.
* Проблематика введения ФГОС НОО Организационное обеспечение введения ФГОС НОО материально-техническое обеспечение ФГОС НОО несоответствие ОУ требованиям ФГОС НОО к материально-техническим условиям реализации ООП НОО. информационное обеспечение введения ФГОС НОО - отсутствие документов, подтверждающих информирование участников образовательное процесса и общественности по ключевым позициям введения ФГОС НОО; - частичное использование информационных ресурсов ОУ устойчивого доступа участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией ООП; - отсутствие результатов изучения мнения родителей обучающихся по вопросам введения новых стандартов.
Пути и способы реализации ФГОС НОО - консультации со специалистами Министерства образования и науки Республики Бурятия, Комитета по образованию г.Улан-Удэ, - консультации и семинары (МОЦОКО, РИКУиО, БГУ), - повышение квалификации управленческих кадров ОУ, освоение новых технологий, - осуществление повышения квалификации через дистанционные курсы, использование потенциала тьюторов,
Пути и способы реализации ФГОС НОО - сотрудничество ОУ с учреждениями высшего профессионального образования, - целевое финансирование. - проведение в ОУ анкетирования; - систематическое квалифицированное сопровождение сайта ОУ.
Спасибо за внимание!