ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования города Москвы«Московский городской психолого-педагогический университет»ФАКУЛЬТЕТ «СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»Проблема насилия в отношении детей: виды, формы, последствия, оценка факторов рискаШилина Ирина Борисовна,д.и.н., профессор, декан факультета«Социальная коммуникация» МГППУ
1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьмиВ России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и армия беспризорных и безнадзорных детей.Насилие – это сила слабого, в большей степени обусловленная потребностью человека в самоутверждении через подавление других.
Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:со стороны мужа по отношению к жене; со стороны жены по отношению к мужу; со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям; со стороны старших детей по отношению младших; со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или к престарелым родственникам; со стороны одних членов семь по отношению к другим.В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.
Насилие в семье не ограничивается определенными социальными группами или слоями населения. Оно может присутствовать в семьях с высоким уровнем образования и доходов. Социально-неблагополучные семьи более прозрачны, проблемы ребенка из такой семьи заметны окружающим и представителям органов власти. Семьи с высоким доходом более закрыты и рядом с ребенком, страдающим от насилия в «социально-благополучной» семье нет никого, кто бы мог за него заступиться. Внешнее благополучие семьи не является гарантией безопасности ребенка.
Физические наказания оставляют в детях чувство страха, унижения и желание отомстить. Они усиливают состояние ярости и фрустрации, при этом прививаемые таким путем нравственные нормы и ценности не усваиваются и не становятся внутренними ценностями. Наказание заставляет ребенка скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его.Родители, физически наказывающие детей, служат для них примерами агрессивности.
Дети, как и другие люди, могут заставлять взрослых испытывать недовольство, раздражение и даже сильный гнев. Но только взрослые ответственны за то, какие способы - насильственные или ненасильственные они выбирают для выражения своего гнева. Приверженность взрослых насильственным способам закрепляет, согласно теории социального научения, незрелые формы саморегуляции и деструктивные формы поведения у детей.
По оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского органы внутренних дел России ежегодно регистрируют 7-8 тыс. случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела. Эти цифры не отражают реального положения дел, т.к. они регистрируют только те случаи насилия, когда преступники были арестованы и понесли заслуженное наказание. Случаев сексуального злоупотребления детьми в среднем в 3 раза больше, чем случаев избиения. Около 25% женщин в нашей стране подвергались сексуальному насилию в детстве.
В 75-80% случаев насильники знакомы детям, из них 45% - это родственники, родители и лица, их заменяющие. В среднем, считается, что 9 из 10 пострадавших детей знакомы с насильниками или связаны с ними родственными отношениями.
более 50 тысяч детей в России ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье;более 50% преступлений в быту совершается в присутствии детей;число беспризорных детей в России достигло 3-4 миллионов.
Различают четыре основных вида семейного насилия над детьми, каждый из которых может присутствовать в разнообразных по степени тяжести формах.1.Физическое насилие.2.Психологическое (эмоциональное) насилие.3.Пренебрежение основными нуждами ребенка.4.Сексуальное насилие.
1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими. Эти повреждения могут вызвать серьезные
Основные типы травм:-на теле: ссадины, синяки, царапины, раны, ожоги от сигарет или от прижигания другими предметами, следы от пощечин, шлепков, ударов рукой, ногой, ремнем, кровоподтеки, шрамы, следы от связывания, от сдавливания, от укусов.- на голове: участки облысения, кровоизлияние в глазное яблоко, выбитые или расшатанные зубы, разрывы во рту и на губах.- повреждение внутренних органов: переломы, разрывы печени, ушибы почек, мочевого пузыря, сотрясение головного мозга. - изменение физического состояния вследствие принуждения ребенка к употреблению алкоголя, наркотиков, отравляющих веществ или медицинских препаратов.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие:
Возраст 6 месяцев -1,5 года: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, беспричинная настороженность, плаксивость, замкнутость, испуг или подавленность при попытках со стороны взрослых взять ребенка на руки.Возраст 1,5 — 3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности.Возраст 3 года - 6 лет: наличие страхов, пассивная реакция на боль, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам.
Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку:- противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка;- позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за медицинской помощью исходит от другого лица;
- обвинение в травмах самого ребенка;- неадекватность реакции родителя на тяжесть повреждения, стремление к ее преуменьшению или преувеличению;
2. Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на ребенка, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации.
Особенности психического состояния и физического развития ребенка, позволяющие заподозрить психологическое насилие: задержка физического и интеллектуального развития; нервные тики;сосание пальцев;энурез;печальный вид;нарушение аппетита; нарушение сна;соматические реакции (потеря массы тела, ожирение, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии).
Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить подверженность психологическому насилию: беспокойство;тревожность;склонность к уединению;подавленность;агрессивность;чрезмерная уступчивость и послушание;заискивающее;угодливое поведение;побеги из дома;угрозы и попытки суицида;проблемы в общении;плохая успеваемость;низкая самооценка.
Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить психологическое насилие по отношению к ребенку:постоянное сверхкритичное отношение к ребенку;нежелание поддержать ребенка или утешить его, в тех случаях, когда он в этом нуждается;отождествление ребенка с нелюбимым родственником;перекладывание на ребенка ответственности за собственные неудачи;подверженность стереотипам о пользе жестких мер воспитания в отношении детей.