«Карьера, трудоустройство и профессиональный рост – это искусство, которому необходимо учиться» «Карьера, трудоустройство и профессиональный рост – это искусство, которому необходимо учиться» 16 февраля 2011 года
научитесь различать основные виды собеседований научитесь различать основные виды собеседований выработаете тактику поведения при каждом виде собеседования отшлифуете ответы на каверзные вопросы узнаете, что скрывается за каждым каверзным вопросом, т.е. его подоплеку
Интервью по компетенциям Интервью по компетенциям Тестирование Стресс-интервью Ассессмент-центр Видеоинтервью Телефонное интервью Синемалогия Другие
В форме интервью В форме интервью Продолжительность: от 40 минут до двух часов
Тест – это краткое испытание или серия кратких испытаний, результат которых выражен в количественной форме и показывает уровень выраженности каких-либо измеряемых свойств. Тест – это краткое испытание или серия кратких испытаний, результат которых выражен в количественной форме и показывает уровень выраженности каких-либо измеряемых свойств.
В случае профессионально-квалификационных тестов мы говорим о том, что измеряются конкретные компетенции - качества, необходимые для успешной работы на конкретной позиции в компании. В случае профессионально-квалификационных тестов мы говорим о том, что измеряются конкретные компетенции - качества, необходимые для успешной работы на конкретной позиции в компании. В случае психологических тестов измеряются более общие свойства психики: черты личности, способности, мотивационные предпочтения и т.п.
Разнообразие тестов: Разнообразие тестов: Тесты профессиональных знаний Тесты общих и специальных способностей (в том числе интеллектуальных) Личностные тесты Мотивационные тесты Кейсовые тесты
Цель: проверить эмоциональную устойчивость кандидата Цель: проверить эмоциональную устойчивость кандидата Для кого: руководители и их помощники, менеджеры по продажам и по работе с клиентами, рекламные, страховые агенты, журналисты, офис-менеджеры, специалисты по разбору претензий, продавцы и другие специалисты
Приемы: Приемы: Ожидание в коридоре или в кабинете / переговорной Пятеро на одного… А в ответ тишина… Глупые или неудобные вопросы Турусы на колесах …
Цель центра оценки – получить максимально достоверную и многостороннюю информацию о каждом кандидате Цель центра оценки – получить максимально достоверную и многостороннюю информацию о каждом кандидате Продолжительность – половина или целый день Процесс: решение задач, имитирующие реальные рабочие ситуации: индивидуальные задания, групповой разбор ситуаций (кейсов), ролевые игры и т.п.
Примеры заданий: Примеры заданий: «Проведите, пожалуйста, презентацию вашей компании (университета, продукта)» «Подготовьте список мер по улучшению финансового состояния компании Х» «Разработайте бизнес-план проекта У» «Проведите мини-интервью с Ч»
Примеры кейсов: Примеры кейсов: В телекоммуникационной компании Х провели комплексную оценку персонала с целью отбора высокопотенциальных сотрудников в кадровый резерв. Как правильно выстроить работу с теми, кто во многом соответствовал требованиям компании, но все-таки не вошел в число резервистов?
Примеры кейсов: Примеры кейсов: Крупная консалтинговая компания Х расширяет сферу своей деятельности и планирует активно привлекать кандидатов с соответствующим опытом работы из компаний-конкурентов. Какие исследования стоит провести, чтобы правильно сформулировать убедительное предложения для таких соискателей?
Примеры кейсов: Примеры кейсов: ИТ-компания Х активно использует социальные сети для общения с соискателями, в первую очередь из числа студентов и выпускников технических вузов. Один из пользователей написал на странице компании, что предлагаемые зарплаты очень низки, а объем работы для начинающего сотрудника большой. Компания действительно предлагает стартовую зарплату немного ниже рынка. Как лучше выстроить коммуникации в этом случае, как отреагировать на такое высказывание?
Примеры кейсов: Примеры кейсов: «Ваш сотрудник выполнил задание на половину. Его официальный оклад составляет 30 тысяч рублей, премия (в конверте, «серые» выплаты) – 20 тысяч рублей. Что вы будете делать в этих условиях? Каков размер штрафа можно установить?»
В каких случаях: при трудоустройстве на должности, связанные с общением, публичностью, а также, когда лицо принимающее решение о приеме на работу конкретного специалиста, отсутствует в настоящее время или находится за пределами страны, например, когда штаб-квартира компании расположена в другой стране. В каких случаях: при трудоустройстве на должности, связанные с общением, публичностью, а также, когда лицо принимающее решение о приеме на работу конкретного специалиста, отсутствует в настоящее время или находится за пределами страны, например, когда штаб-квартира компании расположена в другой стране.
В каких случаях: на видео могут быть записаны самопрезентации нескольких кандидатов и по итогам просмотра в другое время и в другом месте будет приниматься решение. В каких случаях: на видео могут быть записаны самопрезентации нескольких кандидатов и по итогам просмотра в другое время и в другом месте будет приниматься решение. Продолжительность: от 15 минут до часа
Цель: знакомство с кандидатом, уточнение информации об его опыте, обязанностях, ожиданиях и т.п. (всего того, что неясно из резюме), приглашение на собеседование Цель: знакомство с кандидатом, уточнение информации об его опыте, обязанностях, ожиданиях и т.п. (всего того, что неясно из резюме), приглашение на собеседование Продолжительность: от 5 минут до 40 минут
Что это: групповой просмотр фильма с его последующей интерпретацией, один из инструментов науки онтопсихологии (cineor c греч. - действие, образ вдвижении; logos с лат. - познание, рассуждение, способ анализа), после просмотра которого происходит анализ логики и поведения человека, опирающийся на проецирование кинофильма, анализ эмотивных динамик зрителя, активизированных впечатлением от фильма, контактом с кинообразами. Что это: групповой просмотр фильма с его последующей интерпретацией, один из инструментов науки онтопсихологии (cineor c греч. - действие, образ вдвижении; logos с лат. - познание, рассуждение, способ анализа), после просмотра которого происходит анализ логики и поведения человека, опирающийся на проецирование кинофильма, анализ эмотивных динамик зрителя, активизированных впечатлением от фильма, контактом с кинообразами.
Основное отличие от метода кейсов: Основное отличие от метода кейсов: Описание ситуации представлено картинкой (т.е. на экране), соискатель должен интерпретировать поведение людей в той или иной ситуации, проанализировать это, сделать выводы и рассказать интервьюеру. КАК и ЧТО он расскажет, будет зависеть исход интервью
Цель: интервьюера будет интересовать: Цель: интервьюера будет интересовать: логика речи, т.е. как вы пересказываете события, увиденные в фильме, актуально для профессий, связанных с общением (например, для менеджеров по продажам) умение выделять главное или наоборот – мелочи, нюансы – например, для сотрудников руководящего состава (проект-менеджеров, руководителей отдела) и для сотрудников со скрупулезным трудом (аналитики или бухгалтеры) соответственно
ваше восприятие ситуации в целом: согласны ли вы с героем(ми) или нет, в данном случае будет необходимо обосновать свою точку зрения ваше восприятие ситуации в целом: согласны ли вы с героем(ми) или нет, в данном случае будет необходимо обосновать свою точку зрения ваше поведение или решение в той или иной ситуации. В этом случае вам могут показать фильм не полностью анализ работы в команде, умение отстаивать свою точку зрения и т.п.
«Расскажите о себе…» «Расскажите о себе…»
На какой уровень зарплаты вы рассчитываете? На какой уровень зарплаты вы рассчитываете? Что вы умеете делать? (навыки, компетенции, опыт) Почему вы ищете работу? Чем вам интересно заниматься? Вы уверены, что ваш опыт работы соответствует этому размеру зарплаты? Чего вы достигли на предыдущих местах работы? Чем вы отличаетесь от других кандидатов? Почему мы должны взять именно вас? Почему вы уволились с предыдущего места работы?
Какова ваша мотивация к поиску работы? Какова ваша мотивация к поиску работы? Как долго вы готовы работать в нашей компании? Почему вы хотите работать в нашей компании? Почему вы считаете, что соответствуете этой должности? Какую добавленную стоимость получит компания, если мы возьмем вас на работу? А что вы будете делать, если я скажу, что у вас слабая самопрезентация? Приведите примеры, когда ваша работа подвергалась критике. Что вы делали в этом случае? Каковы ваши цели (на ближайший год, три года и т.п.)?
Компания мечты – какая она? Компания мечты – какая она? Какие вы допускали ошибки? Есть ли в вашей практике моменты (факты, события, действия и т.п.), за которые вам стыдно? Какой опыт вы вынесли из своих ошибок? Каковы ваши успехи? Как вы расстались с последним работодателем? Каковы ваши отношения с коллегами, руководителем? Если мы сейчас позвоним в вашу бывшую компанию, как вы считаете, какую характеристику вам дадут?
Каковы ваши сильные стороны? Каковы ваши сильные стороны? Каковы ваши слабые стороны? Какие качества вы хотели бы в себе развить? Предупреждали ли вы работодателя о том, что ищете новую работу? Если нет, то как планируете сообщить ему об этом? А если на ваше заявление об уходе вам сделают контрпредложение, что вы выберете?
Самопрезентация – это рассказ о себе как о профессионале, с приведением фактов успешных проектов, реализации идей, навыков и компетенций и др. Самопрезентация – это рассказ о себе как о профессионале, с приведением фактов успешных проектов, реализации идей, навыков и компетенций и др.
Разрабатываем маршрут (общественный транспорт, личный автомобиль) Разрабатываем маршрут (общественный транспорт, личный автомобиль) Встречают по одежке… Собираем информацию о компании и ее конкурентах Подготавливаем список вопросов к потенциальному будущему работодателю
ПРИСМАТРИВАЕМСЯ, как общаются между собою сотрудники, ПРИСМАТРИВАЕМСЯ, как общаются между собою сотрудники, СЛУШАЕМ, как отвечает на звонки секретарь в приемной и о чем говорят сотрудники в коридорах СМОТРИМ, что делают сотрудники во время рабочего дня («на ушах стоят» или в пасьянс играют)
ОПРЕДЕЛЯЕМ портрет среднего сотрудника («Комфортно ли вам будет с ними работать») ОПРЕДЕЛЯЕМ портрет среднего сотрудника («Комфортно ли вам будет с ними работать») СЛУШАЕМ, как и что ваш собеседник отвечает на ваши вопросы («Уходит ли от ответа»)
Общие вопросы: Общие вопросы: Почему открыта эта вакансия? Как долго проработал на ней предыдущий сотрудник? Почему он уходит? Могу ли я поговорить с моим предшественником? Каков график работы в компании?
Происходит ли индексирование заработной платы в зависимости от инфляции? Происходит ли индексирование заработной платы в зависимости от инфляции? Как отмечаются корпоративные праздники в вашей компании? Что входит в соцпакет?
Специальные вопросы Специальные вопросы (по конкретной работе): Как часто проводятся совещания? Сколько по времени длится каждое совещание? Кому необходимо сдавать работу? Как построены бизнес-процессы в компании/отделе? Какова субординация?
«Поработайте-ка полгодика бесплатно вне штата, а потом мы подумаем, стоит ли вас взять в штат и назначить зарплату – ведь мы не знаем, что вы умеете делать (и действительно ли представленное портфолио – ваше…)» «Поработайте-ка полгодика бесплатно вне штата, а потом мы подумаем, стоит ли вас взять в штат и назначить зарплату – ведь мы не знаем, что вы умеете делать (и действительно ли представленное портфолио – ваше…)»
«Напишите одну-две-…-десять заметок/статей бесплатно – нам необходимо посмотреть на ваш стиль и знание темы…» «Напишите одну-две-…-десять заметок/статей бесплатно – нам необходимо посмотреть на ваш стиль и знание темы…»
«Подготовьте бизнес-план развития сайта/проекта/журнала и т.п. – мы же не можем взять вас на эту (суперответственную) должность без определения ваших способностей…» «Подготовьте бизнес-план развития сайта/проекта/журнала и т.п. – мы же не можем взять вас на эту (суперответственную) должность без определения ваших способностей…»
Вера Игнаткина, Вера Игнаткина, Консультант по карьере, коуч, журналист на темы карьеры и управления персоналом [email protected], www.aimtoaction.ru 8-903-977-25-16