«Применение технологии витагенного обучения школьников на уроках экономики»
Витагенный – vita (лат.) – жизнь, genesis (лат.) – порождать, то есть рожденный жизнью.Витагенное обучение – обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности (ученика), использование ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.
Опыт жизни – это информация, не прожитая человеком, а связанная всего лишь с его осведомленностью. Жизненный (витагенный) опыт – это информация, ставшая не просто достоянием личности человека, это та информация, которую человек (в том числе ученик) прожил, которую он прочувствовал, продумал, продействовал, и которая отложилась в резервы долговременной памяти, стала личностно значимой для него.
Принципы витагенного обучения: 1. Опора на жизненный опыт ученика - главный путь превращения знаний в ценность.2. Жизненный опыт дает личности возможность реализовать потенциальные способности в образовательном процессе.3. Жизненный опыт должен использоваться многомерно. 4. Актуализация интеллектуального потенциала ученика должна базироваться на самоуважении личности.
Голография – метод получения изображений предметов, которые выглядят объемными. Три проекции голографического метода :1. Витагенная проекция – учитель узнает, что ученики знают об изучаемом материале. Для ученика её формула: «Что я знаю об этом».2. Дидактическая – учитель дает научную информацию. Формула для ученика: «Что об этом говорит наука».3. Конструирующая – дополнительная информация, взятая учеником и учителем. Формула: «Что об этом говорят другие».
Система дидактических приемов на различных этапах технологии витагенного обучения.
Дидактические приемы, используемые в технологии витагенного обучения :- ретроспективный анализ жизненного опыта учащихся;- стартовая актуализация жизненного опыта учащихся;- опережающая проекция преподавания;- витагенное одухотворение объектов неживой природы;- творческое моделирование идеальных объектов;- дополнительное конструирование незаконченной образовательной модели;- ретроспективное моделирование объектов.
Реализация технологии витагенного обучения позволяет:- создавать ситуацию успеха у обучающихся;- развивать познавательный интерес;- успешно формировать основы научного мировоззрения;- воспитывать коммуникативную культуру;- формировать адекватную оценку,- учитывать жизненный опыт ребёнка с его уникальностью, личностной значимостью;- формировать умения и навыки глубокого анализа жизненных ситуаций на основе конкретного опыта обучающегося, а не абстрактных рассуждений.