Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения в начальной школе. Подготовка учителя начальной школы к переходу на новые образовательные стандарты. Презентацию подготовила: Кудряшова Татьяна Александровна, учитель начальных классов высшей категории МОУ Гимназии №16, руководитель городского метод. совета г.Владикавказ
«Школьное образование сегодня – решающий фактор индивидуального успеха и развития страны в дальнейшем». «От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны». «В конечном счете, мы должны добиться, чтобы дети имели возможность получить качественное образование в любой точке нашей огромной страны. Это главная целевая задача». Дмитрий Анатольевич Медведев
21 января 2010 года, в день открытия Года учителя в России, Президент РФ Д. А. Медведев утвердил инициативу "Наша новая школа", направленную на постепенный переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей.
Новой школе – нового учителя. Ключевой фигурой Новой школы и является учитель, на которого возлагается основная ответственность за качество и доступность образования. Новый учитель – это творческая, независимая, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно развитая личность. Также учитель новой школы должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в этом информационном пространстве. Человек, любящий свою работу и своих воспитанников. Это личность, близкая к идеалу, а не просто урокодатель. Именно любовь к детям делает личность учителя уникальной и отличает эту профессию от остальных. Вот поэтому необходимо начать преобразование школы с учителя (в частности с учителя начальных классов), т.к. переход на ФГОС осуществляется именно в начальной школе.Если учитель хочет быть нужным в 21 веке, он должен перестроиться на новые требования. «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» Конфуций.
Новой школе – новые стандартыОсобенности организации деятельности учителя и учащихся на уроке нового типа Традиционная дидактикаНовая дидактика
Отличительные особенности .
Инновационность структуры стандартов Принципиальным отличием ФГОС 2 поколения является его новая структура. Стандарт первого поколения имел структуру, состоящую из двух компонентов: минимума содержания и требований к уровню подготовки выпускников. Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь ФГОС включает три вида требований:
Портрет выпускника начальной школы по ФГОС начального общего образования:любящий свой народ, свой край и свою Родинууважающий и принимающий ценности семьи и обществалюбознательный, активный и заинтересованно познающий мирвладеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельностиготовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществомдоброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнениевыполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни
Документы, обеспечивающий функционирование стандартаСерия «Стандарты второго поколения»
В помощь учителю: серия: «Стандарты второго поколения»О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева.Мои достижения. Итоговые комплексные работы.
Настольные книги учителя, обеспечивающая функционирование стандарта В сборниках:публикуется изменённое содержание образования по предметам;впервые даются формы учебной деятельности школьников по каждому разделу курсов;впервые публикуются примеры планируемых результатов освоения программ по предметам;впервые в программах даются формы внеучебной деятельности школьников: факультативы, кружки, проектная деятельность и т. п.
Настольная книга учителя, обеспечивающая функционирование стандарта В пособии представлены:планируемые результаты освоения учебных программ по отдельным предметам;планируемые результаты освоения двух междисциплинарных программ – программы формирования универсальных учебных действий и программы по работе с информацией;примеры заданий для итоговой оценки.т. п.
Настольная книга учителя, обеспечивающая функционирование стандарта В пособии учитель найдёт:рекомендации по развитию у уч-ся личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;критерии и уровни оценивания сформированности универсальных учебных действий;примеры задач для оценки сформированности универсальных учебных действий;задания для выявления особенностей мышления, внимания, учебной мотивации, самоконтроля, общения.тДанное пособие поможет учителю сформировать у уч-ся умение учиться.
Настольные книги учителя, обеспечивающая функционирование стандарта Данный документявляется инструментариемдля оценки планируемых результатовосвоения программы начального образования.
Настольная книга учителя, обеспечивающая функционирование стандарта В этой книге учитель найдёт ответы на такие вопросы:что такое проектные задачи;как научить мл. школьников решать проектные задачи и использовать их в практической деятельности;как создавать учебное сотрудничество уч-ся разного возраста начальной школы;как развивать самостоятельность и инициативу у младших школьников;как формировать у детей самоконтроль и самооценку.
Настольные книги учителя, обеспечивающая функционирование стандарта Цель пособия:превратить внеурочную деятельность школьников в полноценное пространство воспитания и социализации личности;представлять результаты и эффекты этой деятельности;овладеть культурными формами и современным содержанием процесса воспитания. В сборник вошли примерные программы, созданные в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности. Каждая программа включает учебно-тематический план, содержание курса, список рекомендуемой литературы. Программы помогут плодотворно и творчески организовать занятия с детьми после уроков в школе.
Внеурочная деятельность Впервые в базисный учебный план стандарта второго поколения добавлена внеурочная деятельность по 10 ч в неделю во всех классах начальной школы. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности в формах, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, клубы интеллектуалов, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. В пособии «Внеурочная деятельность школьников» методический конструктор Григорьев очень подробно описал все виды деятельности.
Внеурочная деятельность Внеурочная деятельность позволит в полной мере реализовать требования ФГОС 2 поколения. Часы, отводимые на данную деятельность, используются по желанию учащихся. Организация занятий по направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Занятия могут проводиться не только учителями одного общеобразовательного учреждения, но и другими преподавателями, в том числе педагогами учреждений дополнительного образования.
спортивно-оздоровительное Спортивные секции«Футбол».«Волейбол».«Художественная гимнастика».«Теннис».«Ритмика».«Бассейн».«Мир движений».Образовательные курсы: «Школа докторов природы». «Путешествие по тропе здоровья». «Все цвета, кроме чёрного».Результаты работы представляются на показательных выступлениях, соревнованиях, открытых внеклассных мероприятиях.
художественно-эсте Творческие мастерские: «Умелые руки», «Самоделкин». Бисероплетение «Бусинка». «Вязание». «Кройка и шитьё». «Мир оригами»Технические кружки:«Моделирование транспорта»«Компьютерное моделирование»Студии юных талантов:«Хоровое пение».«Вокально - инструментальный ансамбль». Изостудия «Волшебный карандаш». Музыкальная студия. Театр(инсценировки сказок).тическое Результаты работы представляются на выставках, на показательных выступлениях, конкурсах инсценированной сказки.
научно-познавательное Научные клубы и кружки«Юный математик».«Шахматы».«Интеллектика».«Клуб иностранного языка».«Мир профессий». «Юные информатики». «Мир мультимедиа технологий».«Робототехника и конструирование»
военно-патриотическое Патриотические клубы «Я- гражданин России». «Юные владикавказцы». «Моё жизнетворчество». «Мой край». «Моё настоящее и моё далёкое прошлое».Результаты работы представляются на конференциях, конкурсах чтецов, на открытых внеклассных мероприятиях.
социальное Отряды«ЮИД».«Юный пожарник».«Мы — друзья растений».Результаты работы представляются на конференциях, внеклассных мероприятиях.
проектная деятельность Научные клубы «Юные исследователи». «Я – исследователь». «Юный натуралист». Результаты работы представляются на конференциях, круглых столах и т. п. в виде защиты проектов, проведённых исследованиях.
Общие правила разработки программ внеурочной деятельности. Важный вывод Таким образом, направления внеурочной деятельности целесообразно рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности. Общие правила разработки программ внеурочной деятельности: 1. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей. 2. Программа состоит из: введения, в котором содержится информация о назначении программы, ее структуре, объеме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа; перечня основных разделов (модулей) программы с указанием отпущенных на их реализацию часов; описания (по модулям) примерного содержания занятий со школьниками; характеристики основных результатов, на которые она ориентирована. 3. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, общая суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то содержание должно быть разбито по разделам или модулям, представляющим тот или иной вид деятельности. При необходимости, тот или иной раздел или модуль также может быть разбит на смысловые части. 4. В программе указывается количество часов аудиторных занятий и количество часов внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 0%. 5. Программы могут реализовываться как в рамках отдельно взятого класса, так и в рамках свободных объединений школьников одной возрастной группы. В первом случае школа разрабатывает программы для каждого класса в отдельности. Во втором случае школа разрабатывает модульные программы для каждой возрастной группы учащихся и предлагает всем школьникам данной возрастной группы самостоятельно выбирать, какие из предлагаемых модулей им осваивать. Занятия в таком случае проводятся не с классами, а с группами, состоящими из учащихся разных классов и параллелей. При этом доля выбранных школьником аудиторных занятий не должна превышать одной трети от общего числа занятий, которые он собирается посещать.
Ресурсы: http://standart.edu.ru/2. Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования (ИСИО РАО) http://www.isiorao.ru, http://fgos.isiorao.ru/conference/index.php