Одаренные дети – какие они? МО учителей базового округа. Подготовила: Иванова И. В. педагог – психолог 1 категории, учитель английского языка МОУ СОШ №1 г. Зубцова МОУ СОШ №1, г. Зубцова
Детей обучайте и готовьте к жизни не для своего времени, в которым вы живите, а для будущего, потому что они пришли не в вашем, а в другом обществе жить. Ризаэддин бине Фахретдин
Открыли школу зверей…
Актуальность темы. В разделе «Развитие системы поддержки талантливых детей» Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится следующее: «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений школьников при приеме в вузы. Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность. Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты». Приказ №271от 04.02.2010 г.
Отличие одаренности от других понятий. Задатки способностей - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Задатки носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться. Способности - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. Талант - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода. Одаренность - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков. Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.
Классификация одаренности:
Уровни проявления одаренности. Актуальная (сложившаяся) одаренность – ярко проявляющиеся в той или иной деятельности высокие способности. Как правило, большинством исследователей только дети с такими проявлениями и зачисляются в категорию «одаренные»; Потенциальная (неразвитая) одаренность – это тот случай, когда высокие способности существуют в потенциальной форме и для их развития необходимы благоприятные условия; Замаскированная (скрытая) одаренность – высокие способности, не замечаемые неподготовленными взрослыми (учителя, психологи, родители и др.). Маскировка способностей бывает намеренная или ситуативная. Например, в подростковом возрасте дети стыдятся быть «не как все», и в классе, где быть умным, легко учиться – не престижно, прячут свои способности.
Личностные характеристики одаренных детей с гармоничным типом развития
Любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Любопытство — жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной психологии еще и как потребность в «умственных впечатлениях», характерна для каждого здорового ребенка.
Сверхчувствительность к проблемам. Одно из важнейших качеств истинного творца — способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека
Надситуативная активность, познавательная самодеятельность. Это понятие отмечено рядом психологов (Д.Б.Богоявленская, В.А.Петровский и др.). Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему («способность к «ситуативно не стимулируемой деятельности»).
Высокий уровень развития логического мышления. Повышенный интерес к дивергентным задачам Способность решать дивергентные задачи (поиск разных путей, разных решений, соединение того, что, казалось бы, не имеет ничего общего между собой)— важнейшее условие успеха в творческой деятельности: научном поиске, создании произведений искусства.
Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления Способность продуцировать оригинальные идеи
Гибкость и продуктивность мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи способность к генерированию большого числа идей Большое количество идей характерно для одаренного человека — как реакция на проблемную ситуацию.
Легкость ассоциирования. Легкость ассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Она выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию.
Способность к прогнозировнанию. Качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу. Для основной массы людей характерен так называемый презентизм мышления — они не могут представить себе будущее и прошлое качественно отличным от настоящего
Высокая концентрация внимания. Выражено это, во-первых, в высокой степени погруженности в задачу; во-вторых — в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда вытекает такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным занятиям
Отличная память, способность к оценке. Для категории одаренных детей, обязательно отмечают феноменальную память, что порождает часто отмечаемое у одаренных детей стремление к классификации, систематизации информации, опыта, идей. На практике это нередко выражено в склонности к коллекционированию.
Широта интересов. Другое свойство, характерное для значительной части одаренных детей, — широта интересов. Им многое удается, многое по душе, и потому хочется попробовать себя в самых разных сферах
Самостоятельность. Самостоятельность базируется, в первую очередь, на способности к оценке, умении регулировать собственное поведение и эмоции, социальной автономности, смелости и склонности брать на себя ответственность. Люди, склонные к самостоятельности, отличаются большей избирательностью и интеллектуальностью.
ЛИДЕРСТВО СОРЕВНОВАТЕЛЬНОСТЬ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЮМОР
Принципы и метода работы. - Принцип развивающего и воспитывающего обучения. - Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. - Принцип учета возрастных особенностей.
Педагогические технологии и методики, применяемые в работе с одаренными детьми. технология проблемного обучения технология модульного обучения технология проведения дискуссий технология проектно -исследовательского обучения информационно-коммуникационная технология элективные курсы методика обучения в малых группах технология ускоренного обучения технология углубленного обучения
Формы работы с одарёнными детьми групповые занятия с одарёнными учащимися, индивидуальные консультации, факультативы, конкурсы, участие в олимпиадах, интеллектуальный марафон, публичные выступления, проекты, участие во всероссийских, городских интеллектуальных играх.
Система специальных профессиональных компетенций - Для педагогических работников ОУ: компетенция по выявлению, обучению, воспитанию и педагогической поддержке интеллектуально одаренных детей/подростков и талантливой молодежи; компетенция по разработке и реализации индивидуальных образовательных программ для интеллектуально одаренных детей/подростков и талантливой молодежи; компетенция по профессиональной ориентации одаренных подростков и талантливой молодежи в сфере профессиональных интересов и выборов.
Требования к личности учителя, работающему с одарёнными учащимися:
Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми»
Обработка результатов анкеты «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми» Ответ: а) 3 балла, б) 1 балл, в) 2 балла.
Интерпритация результатов. 49 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У Вас есть для этого, большой потенциал. Вы способны стимулировать творческую активность, подержать различные виды творческой деятельности учащихся. 24 - 48 баллов. У Вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся. 23 и менее баллов. Склонностей к работе с одаренными детьми у Вас маловато, в большей мере Вы сами не проявляете особого рвения, но при соответствующей мобилизации сил, вере в себя, кропотливости в работе в сфере повышения интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.
Обработка результатов анкеты «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?» верно (+) не верно (-) 1. (-) 6. (+) 11. (-) 16. (+) 21. (-) 26. (-) 31. (-) 2. (-) 7. (-) 12. (-) 17. (+) 22. (-) 27. (-) 3. (-) 8. (-) 13. (-) 18. (+) 23. (-) 28. (-) 4. (-) 9. (+) 14. (+) 19. (+) 24. (-) 29. (-) 5. (+) 10. (+) 15. (+) 20. (-) 25. (-) 30. (-)
Интерпритация результатов. Если у вас более половины ответов неправильных, то вам необходимо заняться своим самообразованием (либо сочинить свою педагогическую теорию). Работать с одаренными детьми вам пока рановато. Если неправильных ответов всего 5 - 7 - очень неплохо, в целом вы чувствуете, что называется, истину, остается только реализовать ее на практике. Если неправильных ответов всего 2 - 3 - это просто замечательно, вы настоящий гений педагогической интуиции - вам необходимо срочно найти себе дело, соответствующее вашим недюжинным педагогическим способностям.
“К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...”
Спасибо за внимание