Доктор Паси Сальберг Образовательная политика и повышение результатов обучения: опыт Финляндии Симпозиум «Текущие проблемы в развитии региональных систем образования» ХМАО, 20 октября 2007 г.
ФИНЛЯНДИЯ - 2007 География: 338 000 км2 (10% - водная поверхность, 69% -леса) 188 000 озёр 1269 км – протяжённость границы с РФ Население: 5,3 млн. 67% - в городах, 33% -в сельской местности Языки: финский, шведский, саами
Вехи истории 1806 г. Родился Ю.В. Снельман 1809 г. Финляндия становится автономным Великим Княжеством в составе Царской России 1800 г. 1900 г. 2000 г. 1828 г. Единственный в Финляндии университет переводится из Хельсинки в Турку 1835 г. Выходит в свет «Калевала», сборник национального финского эпоса, подготовленный Элиасом Лённротом 1860 г. Финляндия вводит в обращение национальную денежную единицу – финскую марку (Снельман) 1866 г. Открывается Финская Народная Школа (Уно Сигнеус) 1906 г. В Финляндии на основе всеобщего и равноправного голосования учрежден национальный парламент 1917 г. Финлядния провозглашает независимость 6 декабря 1917 г. 1922 г. Приняты законы о свободе вероисповедания, обязательном образовании и воинской службе 1939 - 40 гг. Красная Армия начинает Зимнюю Войну против финской армии под началом маршала Маннергейма 1941 - 44 гг. Советско-финская война 1952 г. В Хельсинки проводятся Олимпийские игры 1970 г. Вводится всебщее девятилетнее образование 1981 г. Заканчивается 25-летний срок правления на посту Президента Урхо Кекконена 1995 г. Финлядния входит в состав ЕС 2002 г. Финляндия и еще 11 стран-членов ЕС вводят единую европейскую валюту - евро
Система образования в Финляндии Возраст 6 7 16 Обязательное обучение 1 9 10 Гимназия (общеобразовательная школа старшей ступени) Ремесленное училище Профессиональное обучение 1 2 3 1 2 3 Университеты 1 2 3 4 5 1 2 3 4 Политехни- ческие ВУЗы Практический опыт работы Получение профессиональных квалификаций по специальностям Дальнейшее повышение квалификации Практический опыт работы Базовая общеобразовательная школа Дошкольное образование
Экономическая конкурентоспособность Технологическое развитие Низкий уровень коррупции Счастье Построение обучающейся нации: что достигнуто
Образование и конкурентоспособность Человеческий капитал Междунарордный рейтинг
Как о нас думали раньше …
…ничего особенного!
Сегодня Одна из успешных международных моделей конкуретоспособной экономики, общества, основанного на знаниях и высококачественном образовании
Факторы, определяющие хорошие результаты в образовании Высокая степень участия Равные возможности Умеренная стоимость
Участие
Динамика уровня образования среди взрослого населения (15 лет и старше) в Финляндии, 1960-2005
Доля заканчивающих обучение в системе обязательного образования : - 99%
Выпускники старших классов в системе среднего образования в возрастной когорте : - 90% (ОЭСР - 82%)
Продолжительность получения образования: - Мужчины - 19,3 лет (ОЭСР – 17,0) - Женщины - 20,7 лет (ОЭСР – 17,8)
Чистый показатель зачисления в систему высшего образования (Тип А) : - 73% (средний показатель по ОЭСР - 53%)
Показатель участия в системе образования для взрослых: 57% (самое высокое значение в странах ОЭСР)
Приобретение знаний
Результаты учащихся по математике
Cправедливость
Вариативность в успеваемости учащихся (математика) Вариативность объясняется социально-экономическим уровнем учащихся и школ Вариативность успеваемости между школами Источник: PISA 2003 (OECD, 2004) Вариативность успеваемости внутри школ
Вариативность между школами в основном соответствует характеру социального неравенства. Справедливость в результатах обучения Незначительный источник вариативности говорит о том, что школы успешно устраняют это социальное неравенство.
Стоимость
Соотношение между кумулятивными расходами на учащегося в возрасте 6-15 лет в 2002 г. (OECD, 2005) и результатами теста PISA по математике в возрасте15 лет в 2003 г. (OECD, 2004)
Обще кол-во предполагаемых часов обучения в государственных учебных заведениях в возрасте от 7 до 14 лет (2005)
Годовые расходы на образовательные учреждения в расчете на одного учащегося от начального до высшего образования (2005)
Заработная плата учителя: около €38,000 в год (среднее по ОЭСР)
Нагрузка на учителя: - 16:1
Средняя численность учеников в классе ( 7-9 класс): - 20 (в среднем по ОЭСР - 24)
Обеспеченность учащихся компьютерами: - 1 компьютер на 8 учащихся (среднее по ОЭСР - 1:13)
Расходы на образование: - Расходы на образование как доля ВВП – 5,8% (ОЭСР – 5,9%, Корея - 8,2%)
Доля частных расходов на образовательные учреждения: - 2,2% (ОЭСР 11,6%)
Как Финляндия построила успешное общество, основанное на обучении? Инвестиции - в создание равных возможностей Доверие учителям - уважение к профессионализму Первостепенное внимание – обучению и всестороннему развитию Достижение высокой степени подотчетности - проведение обоснованной и разумной политики Поощрение со стороны общества – гибкости мышления, предприимчивости и творчеству Поддержка – расширению кругозора и обучению
Децентрализация образования 1991 г. - Неранжируемая система общего образования Отмена распределения учащихся по категориям в зависимости от результатов тестирования1985 г. Основные этапы развития системы образования в Финляндии 1970 1980 1990 2000 Акт о реформе базового образования 1968 г. Постановления о реформе профессионального образования 1973 г. Новая учебная программа базовой школы 1970 г. Муниципальная система образования 1972-78 гг. Провинциальные инспекции преобразованы в отделы планирования 1972-85 гг. Единая система финансирования образования 1986 г. Новая национальная программа образования 1985 г. Новая национальная программа образования 1994 г. Новый Закон об образовании 1999 г. Единая базовая школа (1 – 9 классы) 1999 г. Новая национальная программа образования 2004 г. Цвета национального правительства
Спасибо за внимание! “Education policies for raising student learning: The Finnish approach” (“Политика в сфере образования с целью повышения мотивации студентов к обучению : финский подход») Journal of Education Policy, 22(2), 2007