Тенденции последних десятилетий на мировом рынке образовательных услуг: глобализация и интернационализация образовательных процессов (Болонская декларация, Университет ШОС, Сетевой университет стран СНГ); «массовизация» высшего образования, контроль и гарантии качества образования; Мировой экономический кризис; сокращение бюджетного финансирования образовательных учреждений; повышение требований заказчиков и потребителей образовательных услуг к качеству образования, сертификация квалификаций в отраслях; всемерное внедрение в учебный процесс новейших информационных технологий и построение на их основе дистанционных форм освоения знаний; концепция непрерывного образования, программы дополнительного образования.
Тенденции последних десятилетий на российском рынке образовательных услуг: демографическая пауза, обострившая проблемы набора абитуриентов особенно на машиностроительные, аэрокосмические, оборонные специальности; полномасштабное ЕГЭ в сочетании с отбором победителей олимпиад; новые модели финансирования вузов, включающие подушевое финансирование с учетом набранных по ЕГЭ баллов и отсева студентов; конкурсное категорирование вузов – национальные, федеральные, национальные исследовательские университеты, конкурс программ стратегического развития; образовательные стандарты, устанавливаемые самими университетами, право выдачи диплома вуза (МГУ, СПбГУ); ужесточение конкуренции вузов на рынках образовательных услуг, рейтинги, конкурсы проектов федеральных программ; демократический характер управления системой образования: ассоциации, учебно-методические объединения, общественная аккредитация вузов, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.
Внешние факторы, вызвавшие необходимость смены парадигмы стандартизации в российском образовании
Для введения ФГОС необходима разработка нормативно-правовых документов федерального уровня и осуществлена серия административных процедур: Обновление законодательства в области образования. Утверждение ФГОС бакалавров, магистров и специалистов. Утверждение перечней направлений подготовки бакалавров, магистров и Перечня специальностей в Правительстве РФ. Утверждение примерных основных образовательных программ на основе новых ФГОС ВПО. Утверждение форм документов государственного образца об окончании вуза. Утверждение таблиц соответствия действующих и новых основных образовательных программ. Утверждение новых правил лицензирования и аккредитации. Принятие новых правил и контрольных цифр приема абитуриентов. Утверждение Положения об итоговой государственной аттестации студентов. Утверждение ограничений по заочной, очно-заочной формам обучения и экстернату. Разработка новых основных образовательных программ вузов. Принятие нормативов бюджетного финансирования в бакалавриате, магистратуре и специалитете.
Доля российского ВПО на мировом рынке высшего образования Мировой рынок высшего образования по численности студентов - 5,7 млн. чел. - Россия: 102, 8 тыс. чел. Мировой рынок высшего образования по объему получаемых средств – 62 млрд. долл. - Россия: 300 млн. долл., или 9 млрд. руб.
Структура мирового рынка ВПО по объему получаемых средств
Доля студентов магистратуры и аспирантуры*:
Реализация уровневого высшего профессионального образования в Российской Федерации
Структура подготовки в МГТУ им.Н.Э.Баумана
Структура подготовки специалистов в соответствии с новым законодательством
Интегрированные специальности Оптимизация списка специальностей на основе введения в ряде направлений одной или нескольких интегрированных специальностей. Это дает возможность построить вариативную уровневую систему подготовки кадров с наличием двухуровневой подсистемы бакалавр-магистр и специалиста по выделенным укрупненным моноспециальностям. В дальнейшем вузы в зависимости от своего потенциала и запросов работодателей региона смогли бы на основе процедур лицензирования выбрать для себя ту или иную схему. 114 специальностей (58 – инженерных) 179 направлений магистратуры (82 –инженерных).
Совещание представителей 300 европейских университетов в Саламанке 29-30 марта 2001 года: «При некоторых обстоятельствах университет может вводить интегрированные учебные планы, ведущие непосредственно к степени магистра».
Коллегия Минобрнауки России 25 января 2011 г. по вопросу «О ходе выполнения работ по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения» «… высшие учебные заведения могут самостоятельно устанавливать профили подготовки (специализации) при разработке и реализации основных образовательных программ бакалавриата (подготовки специалиста), если непосредственно в структуре ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) перечень профилей подготовки (специализаций) не определен».
Структура основной образовательной программы специалиста Учебные циклы: гуманитарный, социальный и экономический; математический и естественнонаучный; профессиональный. Разделы: - физическая культура; учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа. Итоговая государственная аттестация.
Требования к условиям реализации ООП подготовки бакалавров и магистров, определенные ФГОС и Типовым положением о вузе Максимальный объем аудиторных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 27-32 академических часа (в зависимости от направления) - для подготовки бакалавра, 14-18 академических часа - для подготовки магистров. В указанный объем не входят обязательные занятия по физической культуре.
Требования к условиям реализации ООП подготовки бакалавров и магистров, определенные ФГОС и новым Типовым положением о вузе Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в целом в учебном процессе должен составлять не менее 20% аудиторных занятий - для ООП бакалавриата и не менее 40% - для ООП магистратуры. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40% - ауд. занятий у бакалавров, 30% - у магистров.
Повышение роли электронных учебных изданий Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам. Содержание каждой из таких учебных дисциплин должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25% обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов …
Требования к условиям реализации ООП подготовки бакалавров и магистров, определенные ФГОС и новым Типовым положением о вузе ФГОС определяют требования к кадровому, информационно-методическому, материально-техническому и финансовому обеспечению ООП. Образовательные стандарты МГТУ должны превысить эти требования. Например, для ООП магистратуры в ряде ФГОС среди требований к кадровому обеспечению есть следующее: к образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20% преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и ученые звания.
Стандарты Б. и М. по направлениям подготовки УМО по университетскому политехническому образованию: 1. Машиностроение, 2. Технологические машины и оборудование, 3. Прикладная механика, 4. Ракетные комплексы и космонавтика, 5. Двигатели летательных аппаратов (МАИ), 6. Системы управления движением и навигация, 7. Баллистика и гидроаэродинамика (МАИ), 8. Наземные транспортно-технологические комплексы (с МАМИ, МАДИ), 9. Системный анализ и управление (СПбГПУ), 10. Мехатроника и робототехника, 11. Стандартизация и метрология,
12. Инноватика (СПбГПУ), 12. Инноватика (СПбГПУ), 13. Организация и управление наукоемкими производствами (магистратура), 14. Техническая физика (СПбГПУ), 15. Информатика и вычислительная техника, 16. Информационные системы и технологии, 17. Программная инженерия, 18. Техносферная безопасность, 19. Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения, 20. Высокотехнологические плазменные и энергетические установки, 21. Наноинженерия !!!, 22. Лазерная техника и лазерные технологии (СПбГИТМО).
Стандарты по специальностям УМО по университетскому политехническому образованию: 1. Проектирование технологических машин и комплексов; 2. Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов; 3. Проектирование авиационных и ракетных двигателей (МАИ); 4. Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие; 5. Боеприпасы и взрыватели; 6. Транспортные средства специального назначения; 7. Наземные транспортно технологические средства; 8. Радиоэлектронные системы и комплексы; 9. Противодействие техническим разведкам (Академия ФСБ).
Web-сайт УМО: www.technical.bmstu.ru E-mail:[email protected] 8-499-261-67-19 Коршунов Сергей Валерьевич