Елена Валентиновна Плотникова Любовь Андреевна Сальникова Марина Викторовна Фофанова Пермь 2009 *
Данный проект реализует одно из направлений модернизации образования – систему оценки качества образования. Качество образования – процесс, определяемый уровень образовательных достижений обучающихся (ЕГЭ показывает лишь конечный результат сформированности компетентностей выпускников). Данный проект предполагает мониторинг, развитие предметных и ключевых компетентностей через промежуточную аттестацию с 5 по 8 класс, вовлечённость всех участников ОП (учеников, педагогов, родителей), применение современных технологий (проектной, научно-исследовательской, ИКТ), общественную экспертизу качества образования. Формы, содержание и компетентностно-ориентированные задания разработаны в соответствии с требованиями ЕГЭ к содержанию деятельности учащихся по уровням сформированности ключевых компетентностей. Работа учащихся с разными типами и стилями учебного текста становится основанием для интеграции школьных учебных дисциплин, предметом аттестации, механизмом достижения качества образования. *
Работа с текстами (не понимают смыслов целого текста или его частей, не умеют выделять главное, интерпретировать или создавать на его основе авторский текст) Применение предметных способов действий (затрудняются перенести предметное содержание, освоенные способы в другую ситуацию, предмет, область) Анализ всей совокупности условий, содержащихся в задаче или задании (затрудняются объединить все условия в единое задание, хотя имеют знания, умения по отдельным его составляющим) *
Цель проекта – развитие ключевых и предметных компетентностей учащихся. Задачи проекта: развивать критическое и аналитическое мышление учащихся; стимулировать субъектную поисковую творческую деятельность учащихся; создать и апробировать методические приемы, направленные на обучение пониманию и интерпретации учебного текста, контекстного анализа гипертекста; разработать компетентностно-ориентированные задания для промежуточной аттестации; вести мониторинг развития компетентностей учащихся; обеспечить общественную экспертизу качества образования. *
Метапредметное содержание компетентностных форм промежуточной аттестации в 5-8 классах. *
Апробация проекта возможна в сети образовательных учреждений. ФОРМЫ АПРОБАЦИИ: интегрированные экзамены «Учебный текст» 5 класс – русский язык, риторика, математика, литература, история, природоведение; 6 класс – русский язык, риторика, история, литература; 7 класс – русский язык, риторика, история, обществознание; 8 класс – русский язык, риторика, история, обществознание, литература; нормативная правовая база использования компетентностных форм промежуточной аттестации в 5-8 классах; общественное соглашение как механизм диалоговых отношений между участниками образовательного процесса (учителя - ученики - родители); мониторинг уровня сформированности ключевых и образовательных компетентностей; общественная экспертиза; сетевое взаимодействие *
I этап – Подготовительный (январь – сентябрь 2008) II этап – Основной (октябрь 2008 – май 2010) III этап – Рефлексивный (май – октябрь 2010) *
Национальная доктрина образования РФ (2000 – 2025 годов) Педагогическая система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Программа модернизации образования РФ до 2010 г. Концепция компетентностного подхода в образовании А.А.Пинского РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо) Ч. Темпла (США), С.И. Закир-Бека (Россия) *
Конституция РФ; Закон РФ «Об образовании»; Закон «Об образовании» Пермской области; Положение о системе качества образования Пермского края; Постановление Правительства Пермского края от 05.03.2008 г. № 43-П «О реализации комплексного проекта модернизации образования»; Экспериментальное положение об управляющем совете муниципального образовательного учреждения министерства образования Пермского края; Положение о промежуточной аттестации Соглашение о совместной деятельности участников образовательного процесса по организации промежуточной аттестации учащихся 5 – 8 классов *
Методическое пособие содержит материалы, необходимые для развития предметных, ключевых компетентностей учащихся посредством системы подготовки и проведения промежуточной аттестации в 5 – 8 классах. Рекомендуется как один из механизмов реализации образовательных стандартов II поколения. Предназначается для администрации, педагогов, реализующих компетентностный подход в образовательном процессе. *
Теоретические основания Алгоритм подготовки Дидактические материалы Приложения Литература 1 5 2 4 3 *
Рефлексия учащихся – одна из форм оценивания качества образования. В каждом классе экзамен заканчивается текстом в жанре «рефлексия»: 5 класс «Мой первый интегрированный экзамен» 6 класс «Чему Вы научились на интегрированных экзаменах?» 7класс I полугодие «Мои учебные трудности, проявившиеся на интегрированном экзамене» 7класс II полугодие Какие умения, навыки (языковые, речевые, риторические, ОУУН) помогли успеху на экзамене? 8 класс Где и как (в каких жизненных ситуациях) используете Вы компетентности, приобретённые в ходе интегрированных экзаменов с 5 по 8 класс? *
* Экзаменационное задание в 7 классе Выбрать картину отечественного художника на исторический сюжет по содержанию курса истории России в 7 классе. Распределить в группе роли (художник, историк, действующий персонаж картины). Составить текст, раскрывающий содержание картины от лица выбранной роли. Создать презентацию в программе Power Point, используя гипертекст.