МОУ «Основная общеобразовательная школа с.Раевка Ивантеевского района Саратовской области» «Использование методов исследования и проектирования в начальной школе» Учитель: Пахомова Зинаида Николаевна
Цель работы: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, развитие всех составляющих обобщенности умственных действий (широта, мера самостоятельности и обоснованность, гибкость, вариативность мышления).
Задачи: - обучение проведению учебных исследований младших школьников; - развитие творческой исследовательской активности детей; -стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам; - ознакомление с научной картиной мира; -развитие навыков коллективной проектной деятельности и решения специфических проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе; - формирование у школьников готовности к переносу полученных учебных навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального общения; - развитие социально-психологических качеств личности; - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов. Выбор темы. Постановка цели и задач. Гипотеза исследования. Организация исследования. Подготовка к защите и защита работы.
Анкета для родителей Уважаемые родители! В целях совершенствования нашей работы и для установления сотрудничества мы просим вас заполнить эту анкету. 1. Оказывали ли вы помощь своему ребёнку в работе над проектом? да нет не знали о проекте 2.Нужны ли были вам консультации для помощи детям? да нет не знаю 3.Хотели бы вы, чтобы дети продолжили такую работу? да нет не знаю 4. Понравился ли вашему ребёнку проект? да нет не знаю 5.Ваши предложения и советы: Продолжить вовлекать детей в исследовательскую и проектную деятельность. Больше предоставлять возможности собирать материал самостоятельно. Участники школьной ученической конференции «Инициатива молодых»
- Что мне интересно больше всего? - Чем я хочу заниматься в первую очередь? - Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? - По каким предметам у меня самые хорошие отметки? - О чём хотелось бы узнать как можно больше? - Чем я мог бы гордиться?
Тема может быть: --фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу); -- экспериментальной; -- изобретательской; -- теоретической;
Мусагитова Юля «Тайна муравьиного дома» Аманова Элина «Вы выбираете здоровье?» Третьяков Саша «Право на лево» Руководитель проектов Собенина Надежда Александровна
Организация исследования включает в себя следующие этапы. Подумать самостоятельно Просмотреть книги и издания периодической печати по теме. Спросить у других людей. Просмотреть телематериалы. Использовать Интернет. Понаблюдать. Провести эксперимент. Запиши план и результаты эксперимента.
Проект «Будущее малой Родины»
Проект «Летающие кошки»
1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения: а) разъяснение посредством примера, б) описание, в) характеристика, г) сравнение, д) различие. 2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события. 3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы. 4.Расставить по важности основные идеи. 5. Предложить сравнения и метафоры. 6. Сделать выводы и умозаключения. 7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. 8. Подготовить текст доклада. 9. Подготовить средства наглядного представления доклада.
2008 г. – диплом за 1 место в районном конкурсе «Психология здоровья» 2008 г. – свидетельство за 3 место в районном конкурсе детского творчества «Кулинарное путешествие во времени»
2009 г. – проект «Красная тетрадь природы Ивантеевского района Саратовской области» - 1 место в районном этапе областного конкурса
2010 г. – грамота за участие в районном методическом дне , за урок – проект «Органы чувств» в 1 классе 2010 г. – диплом победителя областного заочного конкурса «От малой речки до большой Волги»
2010 г. – свидетельство за участие в 9-м детском литературном конкурсе «Живая земля» 2011 г. – диплом за проект «Маяк души нашей: Вавилов Дол
Любое исследование должно подчиняться следующим правилам: 1. Все исследования должны быть безопасными. Эксперименты проводятся только под наблюдением взрослых. Даже безвредные на первый взгляд предметы могут стать опасными в определённых условиях. 2.Принцип уважения к жизни. В опытах и исследовании не должно быть жестокого отношения к животным, нарушения экологических систем, нарушения этики. 3.Исследование – это такой же процесс открытия, как и наука. А «научный подход» - это метод, который используется при проведении исследований и научных опытов. Он включает в себя несколько этапов: - определение проблемы или постановка задачи; - выдвижение гипотезы; - проведение эксперимента для получения данных, запись результатов; - вывод о том, верной или нет, оказалась выдвинутая гипотеза; 4.Зараннее обдумайте, как вы будете представлять свой проект. 5.Когда вы выбираете тему своих научно-исследовательских проектов, берите что-нибудь подходящее вашим интересам, чтобы не только учащимся, но и вам нравилось работать. Тогда в процессе исследования вы будете заниматься тем, что доставляет вам удовольствие!