Информационные образовательные технологии Алла Анатольевна ГамаюноваГБОУ СОШ №270 г. Санкт-Петербург
Разработка информационных образовательных технологий является сложным процессом с соблюдением присущих для всякого проектирования требований и принципов.
Основные принципы разработки ИТ опора на мотивацию:акцентирование внимания на достижение и поддержание высокой мотивации; стремление к преимущественному достижению внутренней учебной мотивации; научность: первичность психолого-педагогического и вторичность технического и программных компонентов разработки
Основные принципы разработки ИТ целенаправленностьПостоянное соотнесениеРезультатов разработки сближайшими и отдалённымиобразовательными целями; открытость:возможностьреализации любойпедагогическойтехнологии,концепции;лёгкостьмодернизации ипереструктурирования;
Основные принципы разработки ИТ системность: Рассмотрение каждого объекта как единогоцелого, во всём многообразии его взаимосвязей сэлементами надсистемы,подсистемы и окружающейсредой; эффективность: Ориентация на достижение нового качественного уровня развития личности;Оптимальное использованиевозможностей информацонныхобразовательных технологий;
Основные принципы разработки ИТ практичность:постоянная обратная связь процесса разработки информационныхтехнологий с результатами их практического использования; профессионализм:создание творческих коллективов, включающих преподавателей различных учебных дисциплин, специалистов в областях психологии, педагогического проектирования, дизайна, программирования ,;
Роль первого руководителя главная роль по созданию средствинформационныхобразовательных технологий должна принадлежать преподавателям; руководящий состав ОУ должен возглавлять и обеспечивать информатизацию образования.
КЛАССИФИКАЦИЯ, ТРЕБОВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ИОТ: Анализ и систематизация основных подходов к разработке информационных образовательных технологий позволили принять следующую их классификацию :
По характеру выполняемых функций: средства, обеспечивающие создание положительных учебных мотивов, помогающие в показе учебного материала; автоматизирующие и организационные функции преподавателя;средства, обеспечивающие составление и предъявление учебных заданий;контролирующие и обеспечивающие обратную связь и коррекцию, снимающие с обучающегося вспомогательную, рутинную часть его образовательной деятельности; комплексные средства, управляющие действиями обучающегося на всех этапах.
По степени полноты обучающих функций, возлагаемых на ЭВМ: программы, выполняющие отдельные функции управления обучением;программы, реализующие законченный фрагмент обучения в целом;программы, производящие автоматизированное управление всем учебным курсом.
По особенностям взаимодействия обучающегося с ЭВМ: недиалоговые программы, жёстко предписывающие последовательность действий;программы с различными типами диалога ( деловым, педагогическим и др.); диалоговые программы с возможностью постановки обучающимися задач по своему усмотрению.
По способу управления учебной деятельностью: программы, осуществляющие разомкнутое или цикличное управление;программы, управляющие по принципу белого или чёрного ящика; программы с управлением по ответу или по процессу.
По уровням индивиализации образования: средства, осуществляющие индивидуальное образование;средства, осуществляющие адаптивное образование;средства, осуществляющие индивидуализированное образование;программы для межличностного образовательного процесса (в сотрудничестве).
По форме представления учебного материала: текстовая книга;статичная иллюстрированная книга ("в картинках");книга с анимацией или со звуковым сопровождением;мультимедиа-книга (текст, звук, изображения, видеоклипы);гипермедиа-книга – мультимедиа-книга, использующая гипертекст с целью нелинейного представления знаний.
Основные требования к информационным образовательным технологиям Всестороннее обоснование процесса разработки информационных образовательных технологий, позволило выработать основные требования ним, которые могут быть использованы как при разработке информационных образовательных технологий, так и при оценке их качества. Эти требования могут быть разделены на следующие основные группы:
Общесистемные требования: Научность содержания:обеспечение возможности построения содержания образования с учетом основных принципов педагогики, психологии, кибернетики, теории высшей нервной деятельности. Открытость:возможность реализации любого способа управления учебной деятельностью.
Общесистемные требования: Воспитывающий характер: информационное наполнение образовательной среды должно обеспечивать сочетание процессов обучения и воспитания. Креативность:обеспечение подготовки специалистов с творческим потенциалом, способных самостоятельно ставить и решать проблемы.
Общесистемные требования: надёжность работы и системная целостность: техническая корректность; обеспечение адекватной реакции на любые ответы обучающихся. научная организация дизайна образовательной среды: обеспечение максимальной информативности при минимальной утомляемости обучающихся.
целенаправленость: обеспечение обучающегося постоянной информацией о ближайших и отдалённых целях образования, степени достижения этих целей; обеспечение мотивации: стимулирование постоянной высокой мотивации обучающихся, подкрепляемой целенаправленностью, активными формами работы, высокой наглядностью, своевременной обратной связью;
обеспечение обучения в сотрудничестве: программа должна моделировать совместную субъект-субъектную деятельность
Методологические требования: обеспечение систематической обратной связи: обратная связь должна быть педагогически оправданной, не только сообщать о допущенных ошибках, но и содержать информацию, достаточную для их устранения; обоснованность оцениванияиспользование, помимо результатов тестового контроля, дополнительных показателей, влияющих на оценку, в роли которых могут выступать: количество повторений материала, количество проработанных гиперссылок, характер допущенных ошибок .и т. д.;
Методологические требования: педагогическая гибкость:программа должна позволять обучающемуся самостоятельно принимать решение о выборе учебной стратегии, характера помощи, последовательности и темпа подачи материала; должны быть обеспечены возможности доступа к ранее пройденному учебному материалу, выхода из программы в любой её точке;возможность возврата назад: при самостоятельной работе должна быть предусмотрена отмена обучающимся ошибочных действий;
Требования к структуре и организационному построению: структурная целостность: учебный материал должен быть представлен в виде укрупнённых дидактических единиц, сохраняющих логику, главные идеи и взаимосвязи осваиваемой учебной дисциплины; входной контроль: диагностика обучающегося перед началом работы с целью обеспечения индивидуализации образования, а также оказания требуемой первоначальной помощи;
Требования к структуре и организационному построению: индивидуализация образования: программа должна включать динамическую модель обучающегося, многоуровневую организацию учебного материала, банк заданий разного уровня трудности; наличие развитой системы помощи: система помощи должна быть многоуровневой, педагогически обоснованной, достаточной для того, чтобы решить задачу и освоить способ ее решения; помощь должна оказываться с учетом характера затруднения и модели обучающегося;
Требования к структуре и организационному построению: наличие специально отведённого места: для рефлексии обучающихся и возможности накопления результатов рефлексии;наличие интуитивно понятного дружелюбного интерфейса.наличие блока контроля утомления обучающегося, блока релаксации: последний должен содержать тематически однородные небольшие "банки" шуток, анекдотов, музыкальные фрагменты и т. д.
http://www.tsput.ru/res/informat/aosit/Lection 1.htmCовременные информационные технологии в образовании: Южный федеральный округ: материалы научно-практической конференции.Ростов-на-Дону,2011Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании.-М.,ACADEMA,2003Роберт, И.В. Информационные и коммуникативные технологии в системе образования: учебно-методическое пособие для педагогических вузов –М.,2006Литвинова В.Е. «Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов». Журнал «Методист» №1. 2013.