Формирование языковой компетентности учащихся в процессе обучения русскому языку
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизнедеятельности является, конечно, умение легко, понятно, красиво говорить на своём языке. В.И.Чернышев
компетенция языковая лингвистическая коммуникативная
языковая компетентность способствует успешной социализации личности; самообразованию и творческому труду; выйти из состояния бездуховности и речевого кризиса
Эвристический метод преподавания - Учись учиться! - Самостоятельно делай выводы и формулируй правила! - Исследуй и открой! - Посмотри, как красиво устроено! К.Д.Ушинский Ф.Ф. Фортунатов Ф. И. Буслаев
Цель исследования – реализация технологии формирования языковой компетенции учащихся в условиях общеобразовательной школы. Задачи исследования: изучить методическую, психологическую, педагогическую литературу по данной теме, исследовать опыт педагога – наставника, выработать и апробировать приёмы и методы реализации технологии формирования языковой компетенции учащихся в условиях общеобразовательной школы. Объект исследования – процесс обучения русскому языку в Усть - Абаканской средней общеобразовательной школе № 1. Предмет исследования - языковая компетенция учащихся. Гипотеза исследования – реализация технологии проектирования повысит уровень языковой компетенции учащихся.
Толковый словарь С.И. Ожегова «компетенция» - круг вопросов, явлений, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен или круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; «компетентность» - осведомленность, авторитетность (свойство, качество личности) Компетенция и компетентность - два самостоятельных понятия
Определение Н.М.Шанского Компетенция понимается как владение совокупностью знаний о языке, знаний «правил их анализа и синтеза» и способность пользоваться ими для целей коммуникации.
Учёные о проблемах языковой компетенции Психологи: Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина и др. Дидакты: В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др.) Методика преподавания русского языка: А.И.Власенкова, Г.К. Лидман-Орлова, Т.А.Ладыженская, С.И. Львова, М.М.Разумовская, Л.А.Тростенцова и др. Методологические исследования: С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев (теория о единстве сознания и деятельности); Л.С.Выготский (теория взаимосвязи обучения и развития); А.Н.Леонтьев (теория внутреннего строения деятельности); П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др. ( теория управления процессом усвоения знаний); В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин ( исследования развития мышления); В.В.Давыдов (теория обобщения)
Практические материалы ● знакомство с темой самообразования учителя-наставника («Исследовательская и практическая проектная деятельность учащихся на уроках русского языка»); ● педагогические наблюдения за образовательным процессом (посещение уроков, беседа с учителем, консультации по вопросам проблемы); ● ознакомление со статистическими данными, раскрывающими уровень языковой подготовки учащихся (качество знаний по предмету, участие в олимпиадах, конференциях, социально значимых проектах); ● описательно-сопоставительный анализ педагогического опыта учителя-наставника и учителя-стажёра.
Научно-методический инструментарий диагностика знаний, умений и навыков через разные формы самостоятельной работы; урок представляет собой учебный проект; исследовательский метод обучения; технологии мелкопорционного и блочно-модульного изучения языка; погружение в работу по развитию речи
Проект урока внешний результат внутренний результат Реальная практическая деятельность: увидеть осмыслить применить Опыт деятельности: знания умения компетенции ценности
Объект размышлений класс учебный период кол-во учащихся Итоги контрольных диктантов 5 и 4 3 2 - 1 % 10 I полу- годие 15 5 8 1 33% II полу- годие 15 8 7 - 53% годовой итог 15 6 9 - 40%
Участие в социально значимых проектах (эксперимент) проблема: создать творческую работу, посвящённую памяти жертвам политических репрессий Из 30 учащихся - 12. Из 12 работ только 6 достойны внимания: одна работа - очерк, две - стихи, три - эссе
Реализация технологии проектирования с целью повышения языковой компетенции учащихся русский язык нельзя изучать так же, как физику, математику, потому что он (язык) – часть личности; необходимо выстраивать деятельность ребёнка как деятельность по преобразованию собственного языка, деятельность, направленную на собственное развитие языка; ориентироваться на ведущую деятельность (проектирование, экспериментирование);
Реализация технологии проектирования с целью повышения языковой компетенции учащихся опираться на такие лингвистические концепции, которые рассматривают язык с точки зрения носителя языка, чаще использовать ассоциативные связи; при введении новой лексики необходимо представлять слово во всём многообразии его связей, пытаясь найти опору в индивидуальном речевом опыте ребёнка;
Реализация технологии проектирования с целью повышения языковой компетенции учащихся овладеть языком возможно только в ситуации речевого общения, обогащать речевой опыт ребёнка не за счёт готовых конструкций и моделей, за счёт правильного моделирования условий порождения и восприятия текста (высказывания); создавать оптимальные условия для участия ребят в социально значимых проектах, позволяющих повышать уровень языковой компетентности и приобретать речевой опыт, а вместе с ним уверенность и способность к самореализации.
Продуктивное обучение является образовательным процессом, реализуемым с помощью индивидуальных маршрутов, структурированных в виде последовательности шагов с четко определёнными результатами, являющимися продуктивно-ориентируемыми действиями в жизненных ситуациях. технология исследовательской деятельности, информационные технологии, технология развития критического мышления через чтение и письмо, проблемное обучение.
Ситуация успешности общение ученика с преподавателем основные единицы языка: текст – слово специально организованная языковая среда Главный продукт - язык в речевом общении - языковая компетентность
Желаю быть всем успешными!