«Программа «Истоки» как форма организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов по духовно – нравственному воспитанию» 5 марта 2012 года МБОУО гимназия №3 г. Иваново Заместитель директора по УВР Четверикова Наталья Викторовна 900igr.net
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам жизнь, а другие – добрую жизнь. Аристотель
Какая польза в напрасных законах там, где нет нравов? Что значат пустые законы без обычаев? Сократ.
Учи других и сам научишься. Русская народная поговорка.
«Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства
Истоковедение - своеобразная педагогическая технология гармоничного развития личности ребенка и преподавателя.
Главная цель курса «Истоки» развитие духовности учащихся, начиная с первого года обучения, присоединение ученика и его семьи к неизменным социокультурным ценностям и истокам, в результате чего формируется социокультурный «стержень» личности, основа для дальнейшего самоутверждения.
«В нашей жизни есть все, и есть «Истоки» Как могут не понравиться «Истоки» - это корни прошлого. «Истоки» - это не просто урок. Он дает уверенность в себе. Урок «Истоки» изменил мою жизнь.
«Социокультурный системный подход в образовании»
Развитие социокультурной основы личности. Восприятие Мышление Чувствование Желание Впечатление
Используемый на занятии видеоряд необходимо наполнять всеми модальностями, и дети воспроизведут его аналогично Введение в тему «Родные просторы» Природа.ppt
Ресурсный круг. Начиная с первого блока занятий, дети осваивают технологию ресурсного круга, которая постепенно развивает целостное восприятие учащихся и единый контекст в аудитории. Дети становятся в круг вместе с учителем и называют образы, звуки, ощущения по заданной теме, присоединяясь друг к другу.
Технология проведения ресурсного круга, развивающего единый контекст восприятия. Первый произносит предложение в визуальной модальности, второй – в аудиальной, третий – в кинестетике, затем все повторяется. Учитель изменяет модальность с каждым новым кругом так, чтобы все проговорили во всех модальностях.
Особенности групповой работы В каждой четверке общаются дети с различным уровнем восприятия (визуальное, аудиальное, кинестетическое), взаиморазвивая и обогащая друг друга. Группа работает в ассоциированном состоянии. Выполняемая работа должна быть интересна ребятам.
Групповая форма работы. I. Индивидуальный этап (самостоятельно) II. Обсуждение в четверке, принятие совместного решения III. Обсуждение вопроса между группами. Экспертная оценка учителя.
АЗБУКА ИСТОКОВ «ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО» (1 класс) Мир Слово Образ Книга Родители Мир и лад Истоки и школа Дар Истоки и радуга Сказки А.Пушкина Родной край Щит и герб Илья Муромец Слово Золотое сердечко Доброе слово Честное слово Слово о родителях Святое слово Жизнь Родник Образ Родины Образ защитника Отечества Образ праздника Книга Книга книг Живое слово Первая книга Мир книги
Программа учебного курса «Истоки» (2 класс) РОДНОЙ ОЧАГ РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ ТРУД ЗЕМНОЙ ТРУД ДУШИ Семья Род Имя Дом Деревня Город Нива и поле Лес Река Море-океан Путь-дорога Сев и жатва Братья меньшие Мастера-плотники Кузнецы-удальцы Ткачихи-рукодельницы Ярмарка Слово Книга Сказка Праздник Песня Икона Храм
Программа учебного курса «Истоки» (3 класс) ВЕРА НАДЕЖДА ЛЮБОВЬ СОФИЯ Вера. Верность Правда Честь Надежда Согласие Терпение Послушание Любовь Милосердие Доброта Покаяние Ум да разум Истина Знания и мудрость Вера, Надежда и Любовь
Программа учебного курса «Истоки» (4 класс) ТРАДИЦИИ ОБРАЗА ТРАДИЦИИ СЛОВА ТРАДИЦИИ ДЕЛА ТРАДИЦИИ ДУШИ Традиции первого образа Традиции Образа Веры, Надежды и Любви Традиции Образа Покрова Традиции Образа Троицы Традиции Слова Добра Традиции Слова Чести Традиции Слова Родителей Традиции Слова Покаяния Труд Служение Творчество Традиции праведного дела Традиции Праздника Традиции Песни Традиции Сказки Традиции Книги Традиции Подвига Традиции Истоков
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Надежность. Чувство долга. Правосудие. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Отечество. Щит и меч. Честь и уговор. Подвижники. Традиции дела и служения.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. Слово, доброе слов, любовь, честное слово, честь, верность, верный друг, родительская любовь, счастье, надежда, утешение, забота, родник, Святой источник, Святая вода, крещение, Спаситель, крест, икона, преподобный, образ Богородицы, Чудотворная икона, книга, Первая книга, Заповеди Божие, Святое Христово Воскресение Имя, семья, род, дом, деревня, город Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Гостеприимство. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Традиции образа. Отец. Родовое дерево. Мать. Благодарение. Поминание и почитание. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Купеческое дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Размышление. Вразумление. Знание. Подлинность. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание Родник Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. Задушевность. Мудрость. Труд души. Надежда. Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел – хранитель.
«Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Виды аналога – модальности. Визуальная – образы. Аудиальная – звуки. Кинестетическая – чувства, ощущения.
Технология «Ресурсный круг» Тема «Дом»
Стратегии мышления. Подойди к деревянному старожилу, полюбуйся, и если тебе повезет, ты услышишь историю его появления. КВА Он поведает тебе о замечательных мастерах-плотниках, которыми издавна славилась русская земля. АВК
Существует 27 стратегий мышления. Если учитель использует в своей речи 10 стратегий – развивается мышление учащихся.
Составление инструментария на тему «Дом» 1 этап – Индивидуальный (каждый составляет 2 предложения по определенной стратегии) – 3 минуты. 2 этап – Работа в группе (собрать предложения в единый рассказ) -7 минут. 3 этап – Представление рассказа.
О чем Вы узнали сегодня? О роли предмета «Истоки» в образовании и воспитании младших школьников. Об активных формах обучения. О развитии восприятия и мышления младших школьников.
Чему Вы научились сегодня? Составлять инструментарий, используя различные виды аналога. Проводить ресурсный круг, развивая единый контекст в группе. Проводить групповую работу с использованием коммуникационной технологии.