Дидактика Теория обучения
Ян Амос Коменский (1592-1670)
Основные категории дидактики
Принципы обучения руководящие положения (правила), определяющие ход преподавания и учения в соответствии с целями образования и закономерностями процесса усвоения ЗУНов.
Принцип научности Принцип научности, в отличие от многих других, долгое время не был необходимым в организации обучения, так как и сама наука не играла существенной роли в процессе трудовой деятельности человека. Поэтому он не выделялся Я.А. Коменским. Главной целью данного принципа является то, чтобы учащиеся понимали, что все в этом мире подчинено законам и что знание их необходимо каждому живущему в современном обществе.
Правила принципа научности:
Принцип системности
Принцип наглядности В процессе познания участвуют все органы чувств человека. Но пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна:
Виды наглядности: Чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны.
Принцип связи теории с практикой Практика является основой познания. Поэтому учащиеся должны понимать, что теоретические изыскания осуществляются не сами по себе и не ради развития самой науки, для совершенствования практической деятельности, улучшения жизни людей. Проблемы, которые решают различные науки, всегда ставятся именно практикой, и результаты разрешения научных проблем всегда проверяются практикой и внедряются в практику, в общественное производство, в жизнь для того, чтобы совершенствовать ее.
Принцип сознательности понимается как о обоснованное самостоятельное мышление и оправданные действия учащихся.
Принцип доступности Обучение должно быть доступным и посильным:
Принцип прочности знаний
Принцип оптимизма это вера в силы и творческие способности ученика. Условия:
Практикум «Дидактические принципы» Для чего существует принцип научности? Принцип системности помогает понять, что…… Какие виды наглядности надо использовать в обучении? Почему зрительная наглядность эффективнее, чем слуховая? Как формируется сознательность обучения? Как можно проверить, реализуем ли принцип прочности знаний? Каковы условия реализации принципа оптимизма? Назовите, какие дидактические принципы пропущены?