Дисциплина «Теория обучения и воспитания. Часть 2. Теория обучения» Модуль 1. Лекция 3 Дидактические системы и модели обучения, факторы и цели Преподаватель доц., к.п.н. Шатохина И.В.
Вопросы: 1.Дидактические системы. Традиционная классификация; 2. Факторы обучения. 3. Цели обучения.
Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теории обучения и воспитания. - М.: ИЦ Академия, 2012. Краевский В.В. . Общие основы педагогики. М, «Академия», 2003. Педагогика. Н.В. Бардовская, А.А. Реан. СПб, «Питер», 2004. Сластенин В.А. Педагогика. М., «Академия», 2004. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика.учеб.пособ. для ВУЗов/ М. «Академия», 2007. Теория обучения./ Под ред. И. П. Андриади. - М.: ИЦ Академия, 2010. Литература:
Вопрос 1. Дидактические системы a. Традиционная классификация Под дидактической системой понимается выделенное по определенным критериям целостное образование, существующее на основе единства целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения.
Три группы дидактических систем: Традиционная, Педоцентристская Современная система дидактики. Основа разделения – соотношение преподавания и учения. Традиционная классификация (И.П.Подласый)
Базовая идея: доминирующую роль в обучении играет преподавание, деятельность учителя. Традиционная система обучения (Основатель - немецкий ученый И.Ф. Гербарт (1776— 1841))
Педоцентристская дидактическая система (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, В. Лай) Данную систему называют также прогрессивистской, реформаторской, «обучением через делание». Базовая идея: доминирующую роль в обучении играет самостоятельная учебно-познавательная деятельность ученика.
Базовая идея: обучение - процесс двусторонний и управляемый учителем. Современная дидактическая система
• Цель обучения - развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов; • Содержание обучения - способы познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности и в себе; • Движущие силы учения — радость творчества, ощущение своего роста, совершенствования, приращения знаний, уверенности в себе. • Способы обучения – совместная деятельность, поиск, эвристическая беседа, урок-диспут, формирование гуманистических отношений между учителем и учащимися; Характерные признаки современной дидактической системы (по В.Я. Ляудису):
• Организация современного урока: поиск ответов на вопросы, решение нетиповых жизненных (практических и научных) задач, преобладание групповой и индивидуальной работы с включением на одном из этапов всех в непродолжительную фронтальную работу для приближения коллективно найденной цели. • Учитель — помощник, старший друг, советчик и соратник в поисках истины, в решении учебных и жизненных задач. • Первая обязанность учителя — организовать и увлечь учащихся в активный процесс решения познавательных и практических учебных задач. Дело учащихся - активно участвовать в коллективном труде, постоянно совершенствовать себя и окружающий мир. • Главный результат обучения - способность ученика переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить, овладевать профессиональным мастерством.
Факторы обучения – наиболее значимые причины, влияющие на течение и результаты (продукты) дидактического процесса. Под продуктогенной причиной понимается сколь угодно малая отдельная причина, дальнейшее расчленение которой на составные части невозможно без потери смысла. Вопрос 2. Факторы обучения
Виды факторов обучения (иерархия факторов) (И.П.Подласый):
Генеральные факторы обучения
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ — сознательно планируемые его результаты. Вопрос 3. Цели обучения
Целью обучения в условиях общего среднего образования выступает усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие творческого мышления, личностных качеств, необходимых человеку как субъекту общественной, трудовой и семейной жизни.
- обеспечение необходимого уровня усвоения систематизированных знаний о природе, обществе, технике, культуре, которые обусловят адаптацию учащихся к дальнейшему обучению и жизни; - развитие интересов, способностей, мышления, внимания, воображения, памяти, чувств, воли, познавательных и практических умений; задача является едва ли не основной, так как развитое мышление и другие способности позволяют выпускнику школы пополнять знания и совершенствовать себя; - формирование мировоззрения, нравственных, эстетических и других ценностей и качеств; Задачи обучения:
- формирование способностей к самообразованию, потребности и умений в самообучении, в использовании информации и информационных технологий; эта задача важна в условиях непрерывного образования, поскольку в современную эпоху быстро устаревают знания и есть необходимость в умении и готовности постоянно учиться самостоятельно; - формирование знаний об основах производства и организации труда в промышленности и управлении, развитие умений пользоваться техническими устройствами, в том числе электронными.
Таксономия целей обучения (Б.Блум, Д. Кратволь)
Уровни учебных целей Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня 1. Знание - запоминание и воспроизведение изученного материала (от конкретных фактов до целостной теории). воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы. 2. Понимание - преобразование материала из одной формы выражения в другую — объясняет факты, правила, принципы; — преобразует словесный материал в математические, языковые и др. выражения; — описывает предположения о последствиях, вытекающих из имеющихся данных. 3. Применение – использование изученного материала в конкретных условиях и новых ситуациях. — применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; — использует понятия и принципы в новых ситуациях. 4. Анализ - умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура — вычленяет части целого; — выявляет взаимосвязи между ними; — определяет принципы организации целого; — видит ошибки и упущения в логике рассуждения; — проводит различие между фактами и следствиями; — оценивает значимость данных. 5. Синтез - умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. — пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; — предлагает план проведения эксперимента или других действий; — составляет схемы задачи. 6. Оценка - умение оценивать значение того или иного материала. — оценивает логику построения письменного текста; — оценивает соответствие выводов имеющимся данным; — оценивает значимость того или иного продукта деятельности. Таксономия целей обучения в когнитивной области (автор Б.Блум):
Спасибо за внимание!