Педагогический советМетоды обучения в современной школе:cемь мыслей в секунду 14 января 2011 г.
Требования, предъявляемые к нам, педагогам В учебной деятельности:Повышение качества успеваемостиПовышение процента обученностиПовышение количества победителей и призеров олимпиадВысокие показатели по результатам ЕГЭ
Общая картина в образовании подавляющее большинство сегодняшних школьников не умеют рационально работать с информацией мало читают, плохо понимают и запоминают прочитанное не могут выделить главное и отличить факт от мнения.
А что со здоровьем ? Число практически здоровых детей в отдельных регионах снизилось до 30 %, нервно-психические нарушения выявляются у 60 % выпускников школ. Показатели психической болезненности детского населения и подростков в два раза выше, чем взрослых, и имеют неуклонную тенденцию к росту.
РЕЗУЛЬТАТ НАШИХ УСИЛИЙ ПРИВОДИТ К ЭФФЕКТУ БУМЕРАНГА: качество и успеваемость оставляет желать лучшего, показатели здоровья продолжают стремительно падать
Тогда как в отдельно взятой школе… Каждый пятый выпускник оканчивает школу с медалью. Каждый шестой выпускник учится в МГИМО Треть поступает в МГУ
Марат Александрович Зиганов доктор педагогических наук, профессор Европейского университета права, автор образовательной методики «Интеллект», научный руководитель московской Ломоносовской школы, директор Школы рационального чтения. Удостоен медали IBS(Кембридж, Великобритания) и включен Кембриджским биографическим центром в число выдающихся ученых ХХ века в области развития интеллектуальных способностей
О программе «Интеллект» Смысл методики программы «Интеллект» в том, чтобы закладывать в обычную школьную программу задания, развивающие интеллект, внимание, память. ( «В авто можно налить больше бензина, а можно улучшить двигатель. Я сторонник улучшения двигателя») Другими словами, улучшая мотор, снижается нагрузка. На лицо рост показателей успеваемости, оценки в школе улучшаются в среднем на один балл. Но при этом сохраняется здоровье. Детей учат школьников правильно получать знания, грамотно применять их на практике и надолго сохранять в памяти.При этом задача курса «Интеллект» не только повышение успеваемости, а элементарная забота о здоровье.
внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира. К. Д. Ушинский Жалобы на недостаток внимания и усидчивости у школьников, составляют почти 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей. «Пропустил знак, использовал не то правило, прослушал, не увидел в тексте…», – причина всему этому – невнимательность.
По исследованиям голландских ученых внешние признаки, характеризующие дефицит внимания у детей Ребенок часто делает беспокойные движения руками и ногами, раскачивается на стуле;Ему трудно усидеть на месте, когда ситуация того требует;Он отвлекается на внешние стимулы;Он не может длительно сосредоточиться на задании;Для него характерна частая смена деятельности: не закончив одного, переходит к другому;Кажется, что он не слышит того, что ему говорят;Часто не может вспомнить, куда положил те или иные предметы.
Что такое внимание? Внимание – именно то качество, которое определяет, насколько точно будет воспринята любая информация из текстов учебников, либо устная речь. Внимание тесно связано с процессами мышления и памяти. Развитие внимания – залог успешного развития памяти и мышления.
видывнимания
Непроизвольное внимание протекает без сознательно поставленной цели и волевого усилия, является первичным врожденным процессом, осуществляется при помощи наследственных механизмов.Непроизвольное внимание играет ведущую роль в деятельности при обучении младших школьников, т. к. на момент прихода в школу произвольное внимание развито слабо. На протяжении всего первого класса произвольное внимание детей неустойчиво, потому что они еще не имеют внутренних средств саморегуляции. Постепенно в процессе обучения ребенок учится направлять и устойчиво сохранять на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах.
Произвольное внимание возникает под влиянием сознательно поставленной человеком цели и волевого усилия. Произвольное внимание – контроль за действием, выполняемым на основе заранее составленного плана, с помощью заранее установленных критериев и способов их применения. Произвольное внимание играет основную роль в учебной деятельности старшеклассников. Ученик старших классов может сам себя заставить быть внимательным, т.е. внимание подростка становится все более произвольным и может быть преднамеренным (связь с мотивацией), хорошо управляемым и контролируемым процессом.
Послепроизвольное внимание (ввел К.Д. Ушинский) носит целенаправленный характер, но не требует постоянных волевых усилий. Послепроизвольное внимание возникает только на основе произвольного и при его достаточном уровне
свойства внимания
Концентрация внимания – это сосредоточенность субъекта на объекте, сила поглощенности этим объектом. Свойством, противоположным концентрации является рассеянность, т.е. неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Причиной рассеянности могу быть физиологические причины, связанные с процессами торможения в коре головного мозга.
Объем внимания – количество однородных предметов, которые одновременно охватывает внимание. Объем внимания зависит от того, насколько связаны между собой эти предметы. Чем взрослее школьник, тем больше объем внимания.
Распределение внимания – это возможность одновременно выполнять несколько видов действий, способность контролировать несколько видов действий, не теряя ни одного из них из поля внимания. Распределение внимания, как и объем, зависит от того, насколько связаны между собой различные объекты, а еще и от того, насколько автоматизированы действия, между которыми распределяется внимание.
Устойчивость внимания – способность сохранять концентрацию внимания длительное время. Считается, что устойчивость внимания зависит от особенностей материала, степени его трудности, понятности, а также от отношения к нему субъекта. Поэтому важным условием поддержания устойчивости внимания является чередование напряжения и расслабления, а также возможность снятия чрезмерного напряжения
Переключаемость внимания – способность намеренно переносить внимание с одного объекта на другой. Психологи утверждают, что люди, обладающие различными свойствами темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), могут с разной скоростью переключать свое внимание и, следовательно, с различной скоростью будут переходить от одного вида деятельности к другому. Поэтому педагогу важно учитывать особенности переключения внимания у своих учеников.
Все гениальное просто !Плохо развитое внимание можно развить!!!
Внимание!!! Упражнение можно адаптировать на любой предмет Ребенок в течение 5 мин. Читает текст книги, подчеркивая Буквы «а» Если результаты хорошие, задание усложняется. Например, каждую букву «о» обвести в кружок, а каждую букву «п» в квадрат. Далее можно обращать внимание три буквы (подчеркнуть, зачеркнуть, обвести)
Внимание!!! Упражнение можно адаптировать на любой предмет игра «Пчела». Поле игры – квадрат для игры в «крестики-нолики»,только каждая клеточка имеет свой порядковый номер. Пчела может совершать движения вверх или вниз, влево или вправо. «Пчела» совершает несколько шагов, а ребенок должен назвать номер квадрата, в котором она остановилась. Сначала он водит пальцем по полю игры, выполняя команды, потом совершает движения мысленно.
Внимание!!! Упражнение можно адаптировать на любой предмет Ребенку показываем несколько карточек-картинок, на которых изображено несколько этапов какого-то события, и предлагаем воспроизвести их последовательность и объяснить свой выбор.Вместе с вниманием развивается логическое мышление.
Здоровьесберегающие технологии
Рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе: 1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом. 2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. 3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку . Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.
Чтобы добиться успеха в жизни, не надо быть ни гением ни отличником - для этого нужно уметь быстро думать При прочих равных сегодня более успешен тот, у кого выше скорость мышления. Самый благоприятный для мозга режим работы - это 7- 8 мыслей в секунду, тогда он меньше устает.