Структура исследовательской работы Автор: Ахметгареева И.В., учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 76 г.Ижевска
Чем исследовательская работа отличается от реферата? Реферат (нем. Referat, от лат. refere — докладывать, сообщать)—письменный доклад или выступление по определённой теме, в которых обобщается информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, художественной книги и т.п.
Исследование - (англ. investigation/research/study/survey; нем. Forschung) Вид систематической познавательной деятельности, направленной на получение новых знаний, информации и т. д., на изучение определенных проблем на основе специальных стандартизованных методов ( эксперимент , наблюдение и т.д.).
Метод проектов – метод проблем Метод проектов зародился во второй половине XIX века, основоположником был философ-идеалист Джон Дьюи. Слово “проект” ( в буквальном переводе с латинского - “брошенный вперед”) толкуется в словарях как “план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание”. Это толкование получило свое дальнейшее развитие: “Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта”.
Основные элементы структурыисследовательской работы Титульный листОглавлениеВведение Глава I. Теоретическая частьГлава II. Исследовательская часть (количество глав может быть различным, в зависимости от задач, поставленных в работе)Заключение Список используемой литературыПриложения (при необходимости)
Введение - актуальность работы; - цель работы; - задачи исследовательской работы (обычно сколько глав, столько и задач); - объект (то, что изучается); - предмет ( поле изучения объекта); - гипотеза; - методы исследования; - обзор литературы.
Основная часть В главах основной части исследовательской работы подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются резульB0ты. Все мате@и0лы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения.
Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме исследовательской работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал.Обычно выделяют теоретическую и практическую (исследовательскую) часть.
Заключение Эта часть работы играет роль концовки, вывода. В заключении автор указывает достиг ли он цели работы, подтвердилась ли выдвинутая им гипотеза? Заключительная часть предполагает наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные научные результаты получены.
В конце работы приводится список использованной литературы. В тексте работы могут быть ссылки на тот или иной научный источник .В приложении помещаются вспомогательные или дополнительные материалы. В случае необходимости можно привести дополнительные таблицы, графики, рисунки, и т.д.
Кто знает всё, тому ещё многому нужно учиться !
Актуальность Для определения актуальности необходимо оценить теоретическую и практическую значимость темы, для чего необходимо ответить на след. вопросы: Чем эта тема интересна не только автору работы, но и другим людям. Чем эта тема важна сейчас, в данное время. Может быть, эта тема плохо исследована, может быть, напрямую касается автора, может быть связана с теми событиями, что происходят в мире, в стране или даже в нашей школе. Важно доказать значимость выбранной темы.
Цель исследования формулируется с учетом заявленной темы и содержится, как правило, в самой теме. Цель работы должна чётко соответствовать теме работы. Цель исследовательской работы должна быть сформулирована чётко и ясно, она должна быть конкретна и выполнима.Исходя из поставленной цели, выдвигаются задачи исследовательской работы. Задачи должны объяснять, как мы будем поэтапно, пошагово достигать поставленной цели.
Гипотеза должна быть прогностической и предсказывать научный или практический вклад. Ключевые слова:«Гипотеза исследования основана на предположении о том, что…»гипотеза, т.е. предположение автора о том, какие результаты в ходе исследовательской работы могут быть достигнуты. И уже в ходе исследовательской работы гипотеза или подтверждается или опровергается исследователем. Гипотеза не должна быть слишком простой, примитивной.
Методы исследования Эмпирические (опытные) методы: - наблюдение - измерение - описание - эксперимент Общелогические (теоретические) методы: - анализ - аналогия - синтез - сравнение - обобщение - моделирование Методики: - опрос - проведение опытов - анкетирование - контент-анализ - интервьюирование - и другие
Обзор литературы – это не механическое переписывание фраз из разных книг и статей. Сведения, полученные из литературы, должны быть изменены словами автора. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не «изобретаете велосипед», делаете то, что давно сделали до вас. Ключевые фразы:«Анализ литературы по вопросам…»«Наиболее полно содержание данного вопроса раскрыто в работах…(фамилии)»