Славянские полевые духиЛуговой Межевик Переплут ПолевикПолудница Прия Спорыш
Луговой ЛУГОВОЙ — дух лугов, маленький зеленый человечек в одежде из травы, помогает косить травы во время сенокоса. Считается дитем полевика (полевого). Бегает по лугам и ловит птиц в пищу своему родителю. Бывает очень сердитым, когда покос прозевают — гонит траву в буйный рост и так заплетает ее, что не срезать, не разорвать; а то и сушит траву на корню. Если же придут косари на такой покос — косы рвет.
Межевик БРАТ луговичка, сынок полевичка. Он такой же маленький, в одежде из травы, но не зеленый, а черный. Бегает по меже, охраняет её; так .же, как и брат добывает пищу своему родителю. Наказывает тех, кто нарушает межу, переходит ее незаконно; устанавливает и поправляет вешки, помогает работающим хозяевам в поле. Но если находит спящего на меже человека, то наваливается на него, шею травою заплетает и душит.
Переплут рус. церковнослав. Переплутъ, от рус. «плут», «плутать» или «переплыть», если Переплут имел отношение к мореходству) — восточнославянское божество, упоминаемое вместе с берегинями в «словах» против язычества. По гипотезе В. Пизани — восточнославянское соответствие Вакха-Диониса. Данные о Переплуте недостаточны для точного определения его функций. Не исключена связь с именами богов балтийских славян типа Поренут, Поревит и с табуированными именами, производными от имени громовержца (Перун).
ПолевикПолевой — дух, охраняющий хлебные поля. Тело у него черное, как земля, глаза разноцветные, волосы травяные, шапки и одежд на нем нет. Иногда является людям стариком в белых одеждах. Его появление сопровождается резким порывом ветра, и это пугает людей. Любит потешиться над пьяными пахарями — заводит их в овраги и болота.
Полевик Когда начали расчищать леса и распахивать земли под поля, пастбища и новые угодья, конечно, немедленно входили в соприкосновение с другими "малыми" божествами - Полевиками. Вообще с хлебным полем связано много верований и примет. Так, до прошлого века дожило разделение сельскохозяйственных культур на "мужские" и "женские". Например, хлеб-жито сеяли только мужчины, несшие посевное зерно в особых мешках, скроенных из старых штанов. Тем самым они как-бы заключали "священный брак" со вспаханным полем, и ни одна женщина при этом присутствовать не смела. А вот репа считалась "женской" культурой. И женщины сеяли ее, стараясь передать Земле часть своей детородной силы. Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук. Крестьяне Тульской губернии полагали, что мохнатые полевики или луговики обитают под землей, в норах, но выходят оттуда в полдень и перед заходом солнца. В это время они опасны, могут «навеять на человека болезнь, лихорадку.
Полудница Полудница — женщина в белом, которая являлась работающим в поле. Любимое ее время — полдень: тех, кто не делает перерыва на обед отдых, может наказать солнечным ударом.
Прия Прия — богиня любви, брачного союза, плодородия. Считается покровительницей огорода. Молодая спокойная женщина с гладко зачесанными длинными волосами. Если ей угождать — траву полоть, поливать и прореживать посевы, — к осени она обеспечит хороший урожай.Alexander Nikityuk. Priya.
Ржаницы Ржаница — дух, живущий на полосах ржи. Из злобных побуждений может сплести стебли ржи, и тогда поле станет проклятым. Спасти такое поле может только ведун, несведущему это может стоить жизни. Еще ржаницы устраивают прожины — дорожки во ржи, которые проходят от одного края загона до другого: на их все колосья срезаны.
Спорыш Спорыш— божество изобилия, семян, дух жатвы, живущий в двойном колосе. В облике кудрявого светловолосого юноши ходит по полям, охраняет их от всяких бед. Плетет венок из двойных колосьев и подкидывает так, чтобы его нашла самая красивая девушка. Найденный венок относили в амбар как залог грядущего богатого урожая.Спорыш Худ.-Н.Антипова
Спорыш Спорыш, Спарыш (белорус.) - в мифологии восточных славян - дух жатвы, живущий в двойном колосе, бог достатка, урожая, богатства, воплощение плодородия. Из таких двойных колосьев в Белорусcии после жатвы плели венок, приносили на хозяйский двор и пели "спорышевы песни. Кого Спорыш любит - у того дом будет всегда полной чашей. Так же, как и Авось, Спорыш непредсказуем. У кого поселится - неизвестно. Но как усядется на одном месте - не сгонишь. Чтоб ушел Спорыш, сильно надо постараться в лености да разгильдяйстве. Спорыша представляли в виде белого кудрявого человека, который ходит по полю (иногда вместе с богом и Раем). Первоначально наименованием Спорыш обозначали только двойное зерно или двойной колос, который в восточно- и южнославянской традициях рассматривался как близнечный символ плодородия, называемый «царь-колос». При отправлении архаичных аграрных обрядов из двойных колосьев - из Спорыша плели венки, варили общее («братское») пиво, откусывали эти колосья зубами. В Псковской области из сдвоенных колосьев изготовлялась особая кукла - спорынья. Из них сплеталась и пожинальная «борода», посвящавшаяся святым, культ которых продолжал общеславянский культ близнецов - покровителей сельского хозяйства: Флору и Лавру, Козьме и Демьяну, Зосиме и Савве. Спорыг может считаться продолжением общеславянского мифологического близнечного божества, родственного балтийскому Юмису.