Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г.п.п. Чистые Боры Педагогическое исследование «Способы развития коммуникативных навыков учащихся во внеурочной деятельности».
Актуальность исследования Современная школа находится на этапе модернизации содержания образования, адекватного потребностям общества. Каков сегодня социальный заказ? Запрос на личность, которая должна обладать целым набором качеств:Самостоятельность в принятии решения и ответственность за принятое решениеГотовность действовать в нестандартных ситуацияхТолерантностьСпособность успешно взаимодействовать с окружающими в различных сферах общения
Теоретическая основа исследования. Курсы на базе АПК и ППРО в Москве «Содержание и технология работы по комплекту учебников гуманитарного цикла образовательной системы «Школа 2100» в основной школе».Встреча с авторским коллективом создателей учебников по русскому языку и литературе ОС «Школа 2100»,с Т.А.Ладыженской, автором учебника «Риторика»Значимость и важность риторики как предмета в рамках ОС «Школа 2100»Разработка проблемы общеучебных умений авторским коллективом ОС «Школа 2100»
Цель ОС «Школа 2100» - формирование функционально грамотной личности.Постановка проблемы: С одной стороны, функционально грамотная личность предполагает обязательное наличие коммуникативной компетентности, но с другой стороны, по моим наблюдениям, учащиеся не умеют толерантно строить свои отношения с другими людьми. Проблема: недостаточно сформированы коммуникативные навыки
Цель исследования: конкретизировать способы эффективного развития коммуникативных навыков учащихся во внеурочной деятельности. Задачи исследования: 1. Изучить уровень сформированности коммуникативных навыков учащихся; 2. Разработать и апробировать различные способы развития коммуникативных навыков учащихся во внеурочной деятельности; 3. Описать полученный опыт. Объект исследования: область формирования коммуникативных навыков учащихся. Выбор предмета исследования: Учащиеся 5«А», 8 «А» и 10 классов, их коммуникативные навыки.
Программа исследования 1 этап:Составление вопросов для анкетАнкетированиеИзучение анкетОписание результатов анкет2 этап:Апробирование различных способов коммуникативных навыков3 этап:Обобщение опыта работы учителя по способам развития коммуникативных навыков учащихся во внеурочной деятельности (элективные курсы и проектная деятельность)
Анкетирование учащихся 5 классЧто такое общение?Для чего нужно общение?Оцени свой уровень общения.8 классЧто нужно сделать, чтобы развить умение общаться ?Затрудняют ли тебя публичные выступления с докладами?10 классВозросла ли потребность людей в общении в наше время? Умеешь ли ты общаться в жизненно важных коммуникативных ситуациях?Готов ли ты к успешному взаимодействию в другом коллективе?Умеешь ли ты оформлять документы официально-делового стиля?
Результаты анкетирования 5 класс1. Слишком упрощенное понимание понятия «общение» и для чего оно нужно2. 12 учащихся (57%) считают свой уровень общения средним. 9 – хорошим.8 класс84% учащихся испытывают затруднения при выступлении (причины: волнение, стеснительность, боязнь сделать что-то не так)10 класс17 человек считают, что потребность людей в общении в наше время возросла.15 – готовы к успешному взаимодействию в другом коллективе.13 – умеют оформлять документы официально-делового стиля8 – умеют общаться в жизненно важных коммуникативных ситуациях.Итог: необходима специальная система развития коммуникативных навыков учащихся, в том числе и во внеурочной деятельности.
Способы развития коммуникативных навыков учащихся во внеурочной деятельности (из опыта работы)
Элективный курс «Создание путевого очерка» 2007 – 2008 – 9 класс2008 – 2009 – 8 классЦель курса: Самостоятельное создание творческих работ через знакомство с особенностями написания путевого очерка. Задачи курса: 1. Формирование практического навыка в написании творческих работ 2. Формирование коммуникативных умений 3. Воспитание любви к родному краю через знакомство с его историей, воспитание любви и интереса к русскому языку.
Основные направления деятельности Освоение теоретического материала по написанию путевого очеркаЭкскурсионная деятельность (экскурсии по родному краю: село Домнино, село Воскресенье, Иаково-Железноборовский монастырь, Макариево-Писемский монастырь, Ипатьевский монастырь).«Заочные экскурсии» (рассказы очевидцев о жизни в других странах)Написание творческих работ. Сотрудничество с СМИ («Буйская правда», «Буй сегодня», школьная газета «Позитиff»). Презентация работы элективного курса.
Итоги работы курса подвели сами учащиеся. Научились самостоятельно писать путевой очеркРасширили свои знания об истории родного краяПолучили положительный эмоциональный зарядНаучились лучше взаимодействовать с окружающими.
Элективный курс «Риторика» Основная идея курса 5 класса - учиться вежливой речи, уважительному, доброму отношению друг к другу.Идея курса 6 класса – будь своему слову господин.Идея курса 7 класса – нравственность человека видна в его отношении к слову (Л.Н.Толстой).Идея курса 8 класса – ответственное отношение к каждому слову. Занятия по риторике – богатый материал для формирования и совершенствования коммуникативных навыков учащихся.
Проект «Русская изба» Задачи проекта:Сбор, обобщение и систематизация краеведческого материала по истории родного края;Развитие коммуникативных навыков учащихся;Воспитание любви к родному краю через знакомство с его историей.
Проект «Русская изба» Совместная творческая деятельность учащихся школы и учителей.Впереди у учащихся 8 «А» класса интересная работа: - поездка в музей в г. Буй - посещение библиотек г.п.п. Чистые Боры и г. Буя с целью накопления материала по темам «Устройство русской избы», «История жилища на территории Буйского района» - разработка и проведение экскурсий для учащихся.
Проектная деятельность позволяет: Формировать коммуникативные навыки;Навыки организации рабочего пространства и использования рабочего времени;Развивать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;Формировать функциональную грамотность школьников, применяя полученные в ходе обучения умения и навыки для решения конкретных задач.
Выводы Учащиеся любого возраста испытывают потребность в эффективном коммуникативном взаимодействии.Учитель – словесник играет большую роль в формировании коммуникативных навыков учащихся.Широкая внеурочная деятельность – важное условие формирования коммуникативной культуры.Способы формирования коммуникативной культуры во внеурочной деятельности: Основная школа - элективные курсы - проектная деятельность Старшая школа - индивидуальная исследовательская деятельность Только системная целенаправленная работа формирует самостоятельную личность, способную к принятию решений и отвечающую за них, способную к творческому подходу к жизни, существованию в условиях выбора, толерантную миру.