Понятия «личность» и «индивидуальность» «индивидуальные свойства личности – это не одно и тоже, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность»С.Л. Рубинштейн
1) В «Кратком психологическом словаре» (1985, под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского) Личность — «системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения». «Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширить сферу своей деятельности, действовать за границами требований; направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений и т. д., глубинными смысловыми образованиями... формирующимися в совместной деятельности групп и коллективов». Субъективно для индивида личность выступает как его Я («образ Я», «Я-концепция»). Личность обнаруживается в самооценке, самоуважении. «Развитие личности осуществляется в деятельности в условиях социализации индивида и целенаправленного воспитания». 2) «Большом психологическом словаре» (2003, под ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко) указывается, что «в общественных науках Личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения». В гуманистических и психологических концепциях Личность - это ценность, ради которой осуществляется развитие общества».
«личность» - «индивидуальность» Индивид – это психосоматическая организация личности, делающая ее представителем человеческого родаИндивидуальность – это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого (это индивидуально неповторимые особенности организма, и те, которые следует отнести к уникальным свойствам личности)Личность – это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. Это взаимодействие протекает в трех ведущих формах: общении, познании и совместной деятельности
Деформация индивидуальности Развитие всех сфер в интересах
«Воспитание» - «развитие» интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная. саморегуляцияРазвитие сфер личностиСаморегуляциясвобода выбора целей;самокритичность;добропорядочность;управление поведением;совестливостьПредметно-практическаяспособности, поступки, умения в различных видах деятельностии общенииЭкзистенциальная гармония чувств и поступков, слова и дела,чувств и общения,выражаются в жизненной позицииОснова: идеи гуманизмаЦель современной школы: дать каждому ребенку общее образование и предоставить условия для гармоничного развития и совершенствования всех сторон индивидуальностиРеализация: в процессе воспитания на основе формирования индивидуальных качеств
Задание: проработать содержание текста, внести дополнения, измененияТекст «Личность и индивидуальность» Понятие личности и индивидуальности не совпадают, но имеют общую область — индивидуальность личности.Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Поэтому, индивидуальность — лишь одна из сторон личности человека.
Научные концепции самоактуализации личности человека
Модель выпускника:-предметная грамотность;-способность принимать решения (ключевые компетентности);-успешность во взаимодействии с окружающими (социальный опыт). Личность самостоятельная, самореализующаяся, самоопределяющаяся, самоактуализирующаясяСамоопределениесознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуацияхФормы: коллективистское и профессиональноеСамореализациясбалансированное и гармоничное раскрытие всех аспектов личности;развитие генетических и личностных возможностей, осуществлениевозможностей развития «Я»
Самоактуализация – стремление человека к возможно болееполному выявлению и развитию своих личностных возможностей Характеристика (по Маслоу):более эффективное восприятие реальности; принятие себя, других и природы; непосредственность, простота и естественность; центрированность на проблеме; независимость, потребность в уединении; автономия: независимость от культуры и окружения; свежесть восприятия; вершинные или мистические переживания; общественный интерес; глубинные межличностные отношения; демократический характер; разграничение средств и целей; философское чувство юмора; креативность; сопротивление окультуриванию.
Направления исследования самоактуализации-клиническое К. Роджерс-мотивационное А. Маслоу источник развитие личности – врожденные тенденции к самоактуализации-«самоактуализирующая тенденция»-«организмический отслеживающий процесс»ИДЕАЛЬНОЕ Я РЕАЛЬНОЕ Яисточник развития личности – «дефицитарные» потребности и «ростовые» потребностиПирамида Маслоу-физиологические потребности-безопасность-принадлежность-самооценка-самоактуализацияГруппы самоактуализирующихся людей:«весьма определенные случаи»«весьма вероятные случаи»«возможные случаи»
Составить синквейн (это особая краткая запись основных обсуждаемых проблем с учетом ряда требований)к понятию «самоактуализация»Темаприлагательные (2 слова)глаголы (3 слова) фраза (предложение, смысловой характер)Вывод