Создание благоприятного психологического климата в коллективе МОУ СОШ п.Донское
Работа по использованию здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания ведется в нашей школе с момента вступления в эксперимент по изменению структуры и содержания образования. В школе стали традицией психологические классные часы и тренинги: продолжительность их колеблется от 45 мин. до 1,5 - 2 часов.
Задачи психологических тренингов: Создание условий для снижения школьной тревожности;Улучшение эмоционального состояния учащихся;Восстановление психического равновесия ;Снятие нервного напряжения;Повышение устойчивости к стрессам.
В подготовке и проведении психологических тренингов по теме «Школьная агрессивность» участвует не только педагог-психолог, но и подготовленные младшие тренеры из числа учеников - волонтеров
Цели тренинга: Осознание учащимися смысла понятия «агрессивность», ее позитивных и негативных сторон;Овладение способами безопасной разрядки гнева;Обучение навыкам расслабления и саморегуляции психического состояния.
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА
Приветствие, налаживание контакта Упражнение на развитие эмпатииПриветствие, налаживание контакта Упражнение на развитие эмпатии «Нас с тобой объединяет…»
Игра «Прикосновения» - способствует разрядке агрессивных чувств.
Обсуждение понятия «агрессивность» Ведущий задает участникам следующие вопросы: Какие ассоциации рождает это слово? Зачем агрессивность нужна человеку?А чем она может помешать?Нередко тревожные дети не могут определить, что же хорошего может быть в агрессивности. Важно помочь им сформулировать, что гнев необходим человеку для защиты, это важный источник жизненной энергии.
Круг: «Какие ситуации в школе вызывают у вас гнев, злость?» для осознания собственного опыта, получения поддержки от окружающих («не один я такой»). Участники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения. Ведущий должен стараться, чтобы дети описывали конкретные ситуации, а не говорили «общими словами».
Игра «Передача чувств»
Знакомство с упражнениями, способствующими релаксации:Упражнения на осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов, для расслабления мышц шеи и плеч «Тяни голову вверх», «Плечи»Упражнения на развитие чувствительности, позволяющие разрядить агрессивные эмоции. «Фраза» «Один стул»
Заключительный этап Релаксация Ароматерапия Медитация
Следующий психологический тренинг по теме «Школьный страх и борьба с ним» Цели тренинга: Выяснение смысла понятия «школьный страх»;Осознание его позитивных и негативных сторон;Формирование навыков восстановления психического равновесия;Снятие нервного напряжения.
Информация к обсуждению: «Страх» – какие ассоциации вызывает у вас это слово? ( записываем на доске)
Обобщим это понятие и скажем, чтоСТРАХ – это отрицательная эмоция, которую мы переживаем и которая возникает в результате реальной или воображаемой опасности.Школьный страх – этими словами обозначен целый комплекс проблем современного учащегося подростка.
II. Ситуации, в которых возникают школьные страхи: Страх перед школой;Страх перед выходом к доске;Страх недостаточных умственных способностей;Страх перед сверстниками;Страх перед учителем;Страх из-за невыученных уроков;Страх неадекватной оценки.
III. Основные симптомы проявления школьного страха: Учащенное дыхание;Дрожь;Сильное сердцебиение;Чувство слабости;Оцепенение тела;Обильный холодный пот;Беспокойство и тревога;Напряженность и зажатость;Ощущение угрозы;Тихий и глухой голос;Замедленная, затрудненная речь;Быстрая, торопливая речь;Мышечное напряжение.
IV. Страх имеет как отрицательные, так и положительные стороны: Чем страх может нам навредить? При частом переживании страха возникают следующие заболевания:ГастритКолитЯзва желудкаДерматитУсиление мышечного напряжения и , как результат, - головные и спинные боли. Что же полезного может дать нам страх?Положительные функции страха:Предупреждает об опасности;Увеличивает ответственность;Сосредотачивает внимание на источнике опасности;Побуждает искать пути избегания опасности;Является фактором регуляции поведения.
Итак, в ходе обсуждения мы выяснили: Воспитание устойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него, а на формирование умения владеть собой при его наличии и умения снимать напряжение. Наша задача – научиться разряжать свои чувства безопасным для нам и окружающих способом.
V. Способы разрядки страха: Регуляция эмоционального напряжения в процессе диалога(упражнение «Как оказывать и принимать знаки внимания») Развитие эмпатии (упражнение «Любящий взгляд»)
Физическая тренировкаупражнение «Круговой массаж»упражнение «Дождик»упражнение «Моечная машина»
VI. Заключительный этап тренинга. Дыхательная гимнастикаВизуализация («Полет на ковре-самолете»)Ребятам предлагается закрыть глаза, расслабиться и представить себе то, о чем говорит ведущий: «Представьте себе, что у вас есть волшебный ковер-самолет. Какого он цвета? Он однотонный или с узорами? Огромный ковер или маленький коврик? Мягкий, шелковистый или шершавый? Вы садитесь на свой волшебный ковер-самолет и поднимаетесь в воздух. Вам хорошо, тепло и безопасно. Вдруг вы видите замечательное место, красивое и уютное. Вы опускаетесь на землю. Что вы там видите? Что вас окружает? Побудьте в там столько, сколько вы захотите. Затем вы снова садитесь на ковер-самолет и возвращаетесь в эту комнату, но ощущение покоя и безопасности остается с вами».
Над презентацией работали: Ученица 10 класса МОУ СОШ п.Донское: Жабровец Марина ЮрьевнаПедагог-психологМОУ СОШ п.ДонскоеЖабровец Валентина васильевна