Программа формирования толерантности школьников «Содружество» Муниципальная общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №38 с углубленным изучением немецкого языка»
Основные программные мероприятия 1.Совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей создание и функционирование программы.2.Реализация мер по профилактике раннего проявления интолерантности.3.Внедрение эффективных механизмов реализации программы формирования толерантности школьников.4.Разработка и реализация социальных проектов, содействующих формированию единого информационного пространства для пропаганды и распространения идей толерантности.5.Научно-методическое и инновационное обеспечение программы путем включенности педагогов в ОЭР.6.Осуществление мониторинга выполнения программы.
Цель программы Создание организационно-педагогических условий для актуализации толерантных свойств личности в учебно-воспитательном процессе
Задачи программы 1.Выявлть негативные тенденции, тормозящие устойчивое формирование толерантной образовательной среды.2.Совершенствовать воспитательную среду, развивающую у ребенка потребность в самосовершенствовании и обеспечивающую условия для самореализации.3.Выявить и реализовать механизмы становления и развития гражданской зрелости школьников, их профессионального самоопределения.
4.Обеспечить организационно-педагогические условия для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса. 5.Скорректировать модель выпускника школы с углубленным изучением немецкого языка в аспекте формирования толерантности.6.Провести коррекцию учебных программ с позиций актуализации базовых понятий толерантности в содержании учебного материала.7.Продолжить ОЭР по развитию толерантного сознания школьников.
Ожидаемые конечные результаты программы Создана эффективно функционирующая система формирования толерантности учащихся.Выявлены и успешно реализуются механизмы становления и развития личностной и гражданской зрелости школьников.Созданы организационно- педагогические условия для создания единого толерантного пространства школы и социума.Удовлетворенность всех участников образовательного процесса качеством обучения и воспитания в школе носит устойчивый положительный характер.Уровень толерантности всех участников образовательного процесса по принятым в программе критериям имеет положительную динамику.
Толерантность толерантность мы рассматриваем как терпимость и уважительное отношение к мнениям других людей, не совпадающих с собственными, как моральное качество личности, способствующее успешности ведения культурного диалога с различными социальными группами или их представителями, но это не означает терпимости ко вседозволенности.
Модель формирования толерантности школьников
Педагогические условия создания единого толерантного пространства школы и социума Основным условием развития толерантности у школьников является организация их встреч с иными культурами в специально подготовленной среде, привлекательной и ценной для подростка;сформированность установки на толерантность у руководителей школы, учащихся и их родителей;использование методов обучения и воспитания, ориентированных на формирование и развитие толерантности ( в том числе интерактивных методов обучения: диалог, дискуссия, игра, проект, тренинг);
готовность педагога к сотрудничеству с учащимися, создание атмосферы доброжелательности в обучении;коррекция учебных программ, выделение в них базовых ценностей толерантности;инновационные формы работы, ориентированные на формирование толерантной среды;мониторинг формирования и развития толерантных свойств личности всех участников образовательного процесса.сформированность навыков коммуникативной толерантности всех участников образовательного процесса.
Проекты, которые будут реализованы в рамках программы актуализации толерантных свойств личности Самоуправление школьников как один из факторов развития толерантного сознания.Актуализация толерантных свойств личности через предметы гуманитарного цикла.Создание системы мониторинга толерантности школьников.Роль детского самоуправления в организации в развитии толерантности школьников.
Развитие педагогической толерантности.Социальное проектирование как одно из важных направлений развития толерантности учащихся.Формирование культуры толерантности через НОУ в рамках классного пространства.Проект международного обмена школьниками. Программа контрастивного страноведения.
Содержание деятельности по формированию толерантности включает в себя: Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с программой образования, на основе выделения базового компонента формирования толерантности.Воспитание активной жизненной позиции