ГКОУ РО школа-интернат VIII вида г. Донецка Педагог-психолог Коваленко Т.Д.
Профилактика девиантного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья
Психологическая профилактика -Система мер изучения личности ребенка, его возможностей развития, взаимоотношений в социуме; -Активное обучение социально-важным навыкам; -Информирование как воздействие на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений; -Активизация личностных ресурсов.
Девиантное поведение – «отклоняющееся» ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ – поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
Основные виды отклоняющегося поведения Антисоциальное (деликвентное) поведение. Асоциальное поведение. Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.
Ориентир деятельности психолога, педагогов Смещение акцентов работы с борьбы со следствиями нарушенной социализации на профилактику девиаций.
Критерии определения ребенка в «группу риска» Социальные (дети, живущие в асоциальной семье, в семье беженцев, переселенцев, неполные семьи) Учебно-педагогические (дети, имеющие стойкую неуспеваемость по предметам, допускающие пропуски без уважительной причины) Поведенческие (дети, имеющие стойкие нарушения поведения, трудности в отношениях со сверстниками, учителями, родителями, имеющие высокий уровень тревожности, употребляющие ПАВ и др. )
Модель комплексной реабилитации подростка
Индивидуальная психологическая карта личностного развития подростка
Принципы составления карты Принцип возрастного развития (значимая информация от рождения до актуального момента) Принцип системного учета социализирующих факторов на каждом этапе возрастного развития и прогнозирования позитивных и негативных вариантов развития Принцип наглядного отражения динамики личностного развития школьника с интерпретацией диагностических данных Принцип целесообразности коррекционно-развивающей работы с учетом обнаруженных признаков социально-психологической дезадаптации Принцип комплексности
Четыре блока карты Информационный блок (анамнестические данные, сведения о семье, ЖБУ проживания, психосоциальная ситуация в семье, тип семейного воспитания и т.д.) Медицинские данные (хронические заболевания, анамнез развития) Данные психолого-педагогического обследования Результаты коррекционной работы
Методы и приемы коррекции отклоняющегося поведения Методы коррекции произвольности в двигательной, эмоциональной сферах, поведении, общении: психогимнастика, терапия средствами искусства; коррекция вербальной и невербальной сферы общения. Коммуникативные игры, тренинг, ролевые игры. Коррекция нарушений деятельности. Выработка адекватной самооценки; коррекция страхов; выработка внутренней позициии обучающегося. Личностная коррекция: создание условий для развития положительных стойких отношений с педагогами, родителями, сверстниками с целью выведения обучающегося из состояния отрицательной мотивации.
Профилактические программы: «Жизнь без алкоголя. Профилактика подросткового алкоголизма». Цель: предупреждение злоупотребления подростками алкогольных напитков. «Я вхожу во взрослый мир». Цель: повышение уровня социально-психологической компетентности, как основы успешной социальной адаптации. «Помоги себе сам» .Цель: создание условий, способствующих снятию эмоционального напряжения, развитию функций произвольной регуляции и самоконтроля. «Развитие навыков позитивных взаимоотношений с миром» .Цель: повышение личностной и социальной компетентности обучающихся (обучение жизненно важным навыкам). «Волевая регуляция поведения». Цель: коррекция девиантного поведения подростков. «Программа по профилактике суицида» Цель: предотвращение суицидов и суицидальных наклонностей».