Проектирование и моделирование ОП как результативно-целевая основа деятельности ОУ 18 декабря 2008 г. Николаева Н.А., зам. директора, МОУ «Кочневская средняя общеобразовательная школа»
Цель: Предъявление опыта работыВыявление проблем, возникших в ходе разработки и реализации ОП, проектов школы, управленческого проекта
Проектирование Процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состоянияПроцесс разработки проекта и его фиксация в какой-либо внешне выраженной форме
Проект Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости
Проект Замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам (Г.Селевко)
Проект – это 5 «П» - ПроблемаПланированиеПоиск информацииПродуктПрезентация
Цель проекта - Модель желаемого конечного результата
Моделирование Процесс создания модели
Противоречия Между традиционным пониманием ОП как программы учебной и толкованием её законом РФ «Об образовании»Между требованием к её разработке и реализации и отсутствием опыта подобной деятельностиМежду многополярностью подходов и необходимостью выбора модели ОП в ОУ
Проблема Осмысления места, роли ОП и основных подходов к её реализации
Вывод Образовательная программа – программа деятельности субъектов по реализации целей образования
Прогнозируемый результат Готовность выпускника жить в обществе, ориентироваться в любой жизненной ситуации
Проект Модель ЛОО как средство саморазвития личности
Проблема Невозможно достичь результата образования без ориентации на саморазвитие личности ребёнка
Цель проекта Обеспечение условий саморазвития личности учащихся и педагогов
Задачи Обеспечить готовность субъектов ОП к переходу на ЛОООбеспечить развитие учащихся и педагогов в условиях реализации модели ЛОО
Задачи Обеспечить индивидуальные траектории получения образования в соответствии со способностями, склонностями и потребностями учащихся
Задачи Инициировать роль самообразования, как педагогов, так и учащихся
Главный итог реализации проекта Развитие личностных характеристик педагогов и учащихсяОсознанность выбора индивидуального пути обученияОтветственность за этот выборПоложительная динамика образованности учащихся
Индикаторы (показатели) достижения цели СубъектностьМотивация к успехуСтремление к самоактуализацииПотребность в профессиональном развитииВысокая оценка условий, способствующих профессиональному росту
Индикаторы (показатели) достижения цели Готовность субъектов ОП к ЛОО Наличие условий ЛООНаучно-исследовательский характер работКоличество участников НПК, педчтенийДиагностика образовательных возможностей учащихсяОпределённость жизненных планов
Способы и каналы получения информации Анализ статистических данныхНаблюдениеАнкетированиеТестированиеЭкспертное оцениваниеАнализ документовДиагностические методики и процедуры
Основные показатели мониторинга результата образования Мониторинг уровня образовательной подготовки и развития личности учащихсяУспешность обучения (уровень обученности, достижения учащихся во внеурочной деятельности)Уровень самостоятельной учебной деятельности
Основные показатели мониторинга результата образования Сформированность ключевых компетенций Творческая, исследовательская деятельность учащихся Развитие личностных качеств учащихся
Основные показатели мониторинга результата образования 2. Мониторинг социальной успешности выпускников СамоопределениеУровень социальной зрелостиПрофессиональная стратификацияУровень ЦО
Основные показатели мониторинга образовательного процесса Управленческая деятельность (психологический климат в коллективе, диагностика уровня педагогического сотрудничества, эффективность управления, удовлетворённость субъектов)
Основные показатели мониторинга образовательного процесса Развитие содержания образования Оптимизация процесса образования ТехнологииИнтеграция основного и дополнительного образованияРеализация ОПОхват учащихся различными формами обучения
Основные показатели мониторинга образовательного процесса Валеологичность ОП Показатели здоровья
Показатели мониторинга условий Мониторинг развития педагогического коллектива (сведения о педагогах, их ПК, факторах, влияющих на саморазвитие, использование ИКТ, участие в работе семинаров, рейтинг)Мониторинг условий социума (характеристика социума и семей)
Показатели мониторинга условий Мониторинг материально-технического и финансового обеспечения Уровень обеспеченности учебникамиОснащённость учебных кабинетовДанные о смотрах кабинетовХарактеристика школьной библиотекиФинансирование
Проблемы ОУ
Проблемы ОУ Реализация ЛО подхода в полной мере невозможна без психологического сопровождения ребёнкаПедагогическое диагностирование затруднено из-за затратности по времени
Проблемы ОУ Отслеживание результатов реализации программ и проектов, деятельности школы и отдельного учителя невозможно без службы мониторинга, а её создание нереально в условиях малочисленной сельской школыНевозможно добиться реализации цели без анализа промежуточных результатов
Проблемы ОУ Без личностного осмысления роли каждого участника реализации проекта невозможно рассчитывать на эффективность его реализацииДолжно практиковаться и проектирование саморазвития, как на уровне педагога, так и на уровне ученика
Проблемы ОУ Невозможно достичь результата образования без поддержки родителейТребуют своего развития аналитические, прогностические, проектировочные и рефлексивные умения педагоговПродуктивность деятельности педагогов зависит от системы их ценностей
Проектная деятельность содержит в себе принцип саморазвитияможет стать средством организации сотрудничества
Проектирование является фактором развития образованиясредством социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования