Познавательная деятельность
Знание – результат особого процесса – познавательной деятельности людей
Чувственное познание Пять основных чувств: вкус, осязание, зрение, слух и обоняние.Вспомогательные чувства: кожа Ощущение – восприятие -представление
Рациональное познание Ratio – разум. Недостаточно чувственного познания – надо проникнуть в суть вещей, скрытую от непосредственного взора. Как?У человека есть способность мыслить.Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение (абстрагирование).
Результат процесса мышления - Формирование понятия о данном предмете.Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих существенных признаках.
Умозаключение (вывод) 1 суждение: «Зубы млекопитающих имеют корни». +2 суждение: «Собака – млекопитающие». =Вывод: ??????
«Собака имеет зубные корни».
Спор философов – что является определяющим в познавательной деятельности ? Рационалисты отдают предпочтение разуму.Эмпирики признают решающую роль чувственного опыта. Эмпатия – чувство. Эмпирия – опыт.
Истина- достоверное, правильное знание Эмпирики и рационалисты допускали возможность обретения человеком истинного знания.Агностики – отрицали эту возможность.(Агностицизм – недоступный познанию.)
Абсолютная истина- Это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины - неполное, ограниченное знание.
Каким бывает познание? НаучноеНенаучноеСоциальноеСамопознание
Научное познание Его отличает стремление к объективности.Два уровня научного познания: Эмпирическое ( факты, составляющие основу любой науки). Законы Ома, Гей-Люссака. и теоретическое (абстрактные научные законы). Закон всемирного тяготения, законы наследственности.
Методы научного познания: НаблюденияЭкспериментМысленный экспериментНаучное моделированиеГипотезы
Ненаучное познание МифыОпыт повседневной жизниНародная мудростьЗдравый смыслПознание средствами искусства (художественный образ)Паранаука (околонаучное знание)
Социальное познание Особенности: 1. Общество познает само себя. Субъект познания (общество) и его объект (общество) совпадают. Человек не может быть безразличным к происходящему – это накладывает отпечаток на процесс познания.2. Сложность изучаемого объекта – общества.3. Возможности наблюдения и эксперимента ограничены.
С чего начинается познание общества человеком? Восприятие реальных фактов.Наблюдение, изучение документов, массовые опросы.Отбор и группировка фактов.Интерпретация (толкование, раскрытие смысла).Оценка.
Самопознание СамоисповедьСамооценка.