Добрый день!
Поколения:различия и преемственность.
Эпиграф к уроку «Одно поколение словно волна набегает на другое, совсем не зная друг друга». Федор Тютчев.
Цели урока 1.Вывести на научный уровень представления о понятии «поколение». 2.Развивать умения исследовать проблему, высказывать собственные суждения, анализировать текст. 3.Выявление и осмысление собственной социальной позиции.
Тип урока Исследование проблемы поколений и отношений между ними.
План исследования: Что такое поколение?Человеческая жизнь: возрастное деление.«Отцы и дети».
Человечество - сумма поколений.
Что мы подразумеваем под понятием «поколение»?
Поколения: различия и преемственность. Какие толкования понятия «поколение» дает И.С.Кон? Запишите эти определения.Что общего в приведенных определениях поколения?Общее: совокупность людей близкого возраста, живущих в одно время.
Поколения: различия и преемственность. Одинакова ли преемственность поколений в различных сферах деятельности? Где больше, а где- меньше?Чем это объясняется?
Возрастные этапы жизни человека.
Периодизация человеческой жизни: До 3 лет – младенчество, До 11 лет – детство, До 14 лет – отрочество (подростковый возраст), До 18 лет – юношество, До 30 лет – молодость, До 55 (60) лет – зрелость, Дальше – старость.
Периодизация человеческой жизни: Что лежит в основе возрастной периодизации у разных народов?Чем они различаются?Почему государственный подход в делении населения на возрастные группы не совпадает с народным опытом?
«Отцы» и «дети». Определите, чем поколение 14-летних отличается от поколения 40-летних. Какие это будут отличия? Запишите их в тетради.
Дети и взрослые Выделите главную мысль текста.Какие существенные различия можно выделить, сравнивая мир детей и мир взрослых?
Объективные отличия
Субъективные отличия
Дети и взрослые Согласны ли вы с тем, что именно этими различиями обусловлены разногласия поколений?Как, зная различия между поколениями, добиться гармонии в их отношениях?
Кодекс взаимоотношений с взрослыми. Помни, что и взрослые были детьми, а дети - станут взрослыми.Помни, что взрослые – тоже люди.Помни, что людям свойственно договариваться.Помни, что худой мир лучше доброй ссоры.
Выводы. У поколений «отцов» и «детей» разное место в системе общественных отношений, разный опыт, разная роль в обществе.Связь между ними необходима, но она возможна лишь при взаимоподдержке, взаимодействии.
Домашнее задание Опишите свое поколение. Чем ваше поколение отличается от предыдущего?
Опрос: «Легко ли быть подростком?» Всего опрошено:Учащихся: 427.Родителей: 22.Учителей: 50.
Сравнительные данные опроса.
Подростки.
Взрослые.
Вывод. Подростком быть не легко. Так считают 76% учителей, 57% учащихся 7-9 классов, 53% учащихся 10-11 классов, 34% родителей. Учителя непосредственно работают с подростками, поэтому знают, как им трудно. Учащиеся старших классов, хотя и не далеко ушли от подросткового возраста, помнят своё прежнее состояние. Подростки сами испытывают эти трудности. Родители, у которых проблемы со своими детьми, тоже считают этот возраст трудным.