ПОВЕДЕНИЕлекция 1(этология, зоопсихология, физиология ВНД)
ПОВЕДЕНИЕ
ДисциплинаЭТОЛОГИЯЗООПСИХОЛОГИЯФИЗИОЛОГИЯ(ВНД, нейропсихология, нейроэндокринология)ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯПроблемыэволюция поведения и его функциональное значениеразвитие и проксимальные механизмы поведения, восприятиесвязи между физиологическими процессами и поведениемроль поведения в приспособлении животных к внешним условиямисследует механизмы наследования поведенческих признаков Методынаблюдение – предположение о функциях – проверка экспериментом или дополнительными наблюдениями эксперимент в контролируемых условияхэксперимент, детальный анализ строенияпоиски корреляций поведенческих характеристик с внешними условиями.скрещивание
ПОВЕДЕНИЕ “Единый целостный комплекс реакций и действий” (Мантейфель, 1980)“Способ активного приспособления животных к многообразию условий окружающей среды” (Зорина и др, 1999)“Форма жизнедеятельности … которая изменяет вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом (Словарь физиологических терминов. М.”Наука”,1987)“Все внешние характеристики движения, в т.ч. неподвижность” (Тинберген, 1985)Внешние проявления состояния животного” (Гольцман и др., 1994).
ПОВЕДЕНИЕ ???
ПОВЕДЕНИЕ ???
ПОВЕДЕНИЕ ???
Четыре категории вопросов при исследовании поведения Непосредственные причиныЭволюцияФункции (конечные причины)Формирование данной формы поведения в ходе индивидуального развитияПочему птицы сидят на яйцах?Почему птицы сидят на яйцах?Почему птицы сидят на яйцах?
Зоопсихология. Преобладающие направления:Восприятие – изучение видоспецифической “картины мира” – и по задачам, и по методам – психологическая или психо-физиологическая задача, но не решив ее, этолог не может полноценно толковать результаты своих наблюдений. Помимо сенсорных возможностей картину мира формируют перцептивные фильтры, в значительной мере управляемые мотивациями и эмоциями. Сюда же относится и изучение стимулов.Вклад в картину мира животного вносит и совокупная животная практика (Мешкова, Федорович, 1994) в форме биологических сигнальных полей (Наумов, 1973) и культурных традиций (Hinde. Fisher,1951).Научение (бихевеоризм) (в частности проблема подражания) МышлениеАкт мышления возникает только тогда, когда у субъекта есть соответствующая мотивация и нет готовых поведенческих программ для ее удовлетворения (Лурия,1976)
Восприятие
Стимулы (раздражители)
Cенсорные возможностиОрганы чувствЗрениеСлухэхолокацияОбоняниеВкусОсязаниетермочувствительностьчувствительность к колебаниям средыВосприятие напряженности электромагнитного поля
Перцептивные фильтры Мотивацииощущаемые («опредмеченные»потребности Эмоцииотражение вероятностиудовлетворения потребности
Восприятие
Научениеизменение внутренней картины мира под влиянием опыта; установление причинно-следственных связей. Выработка условного рефлекса - сочетание условного и безусловного стимулов + подкрепление (положительное или отрицательное). Обратный процесс при отмене подкрепления - угасание.Инструментальное научение- метод «проб и ошибок». Животное реагирует прежде, чем получит подкрепление.
Импринтинг
Инсайт(мысленное моделирование ситуации)
Мышление